Золото индейцев культуры Сикан-Ламбайеке

Автор: 06 декабря 2014 в 06:54 в рубрике

Культура сикан развивалась на северном побережье Перу в долине Ламбайеке в период 900-1100 гг. н.э. Культура процветала на протяжении более шести веков, пока не была захвачена и поглощена соседним царством Чиму около 1375 г. Слово "Сикан" означает "Храм Луны" и является коренным именованием нескольких индейских племен, связанных с культурой Батан-Гранде долины ла-Лече.

Слава сиканской культуры обусловлена преимущественно металлургической продукцией. Ремесленники работали с медью, золотом и серебром, иногда сочетая эти металлы в различных пропорциях (сплавы тумбага). Сиканские мастера могли получать металлические листы фольги толщиной 0,1 миллиметра и украшать изделия из нее сложными тисненными орнаментами.

Золотые короны с навершиямиВверху - золотые короны, внизу - декоративные навершия корон.

Скань на северном побережье Перу и Эквадора появилась около 600 г. до н.э. Это было важное достижение, повлиявшее на ювелирное мастерство культуры фриас, а также на золотые предметы, производимые индейцами культуры моче.

Большинство золотых изделий были изготовлены для декоративных, ритуальных и погребальных целей.

Часть доспеха индейского воинаЧасть доспеха; золото, прокатка, контурная пластика, рисование, механическая сборка.

На иллюстрации изображены два золотых нагрудника, части доспеха, использовавшиеся, скорее всего, исключительно для того, чтобы сопровождать благородного покойника. Нагрудник состоит из множества золотых пластин, прикрепленных к листу металла. Каждую пластину украшают абстрактные мотивы с фигурами божеств, птиц, животных. Оба изделия устроены таким образом, чтобы при ходьбе издавать звук.

Серьга для носа и пара ушных украшенийСерьга для носа и пара ушных украшений; золото, прокатка, контурная пластика, филигрань, механическая сборка.

Серьга для носа выполнена в форме полумесяца и украшена филигранью из золотой проволоки. Центральная часть обрамлена двумя параллельными полосами из витой проволоки. К внешнему краю обода припаяны восемь двойных спиралей. Пара сережек выявляет разнообразие техник мастеров и эстетического вкуса сиканской элиты.

Золотые венок, диск и ободокЗолотые венок, диск и ободок.

Группа украшений найдена в плетеной корзине вместе с несколькими коронами. Клад был обнаружен в восточной части могилы на Хуака Лоро, в сиканском религиозном комплексе Батан-Гранде. Точное назначение диска и ободка неизвестно.

По всей длине венка расположено 20 кулонов в виде пары стилизованных птиц. Такие золотые и серебряные украшения носили при жизни члены правящей элиты на церемониях и фестивалях. Поскольку изделие имеет множество острых краев, можно предположить, что оно носилось на какой-то подкладке так, чтобы не касалось кожи.

Корона паруре с дополнительными украшениямиКорона паруре с дополнительными украшениями, Южное побережье Перу, 750—1375 гг. н. э. Золото, хризоколл, изумруд, аметист.

Собранное вместе, украшение состоит из золотой короны, имеющей пять частей, двух больших клипс, инкрустированных хризоколлом, серьги для носа и губы, а также ожерелья из золота и драгоценных камней. Все предметы имеют округлые очертания и инкрустацию синим камнем.

Корона изготовлена из листового золота. Верхняя и две нижние полосы имеют разнонаправленный волнообразный орнамент. Широкая полоса состоит из кругов и треугольников, в которых помещены стилизованные изображения животных и птиц.

Большие и эффектные ушные клипсы, помимо инкрустации хризоколлом в самом центре, украшены рельефами с изображением четырех игривых существ. Серьга для носа состоит из трех кругов, обрамленных мелкими золотыми шариками, и заполнена мозаикой из мелких кусочков хризоколла. Серьга имеет крючки для прикрепления к носу. Серьга для губы сформирована из проволоки и имеет вид цилиндра и также отделана золотыми шариками. Ожерелье выполнено из полых золотых бусин, чередующихся более крупными шариками из аметиста и изумруда.

Различные виды ювелирного мастерства использованы для создания паруре, что отражает все передовые навыки, которыми владели художники Сикан. Такие приемы, как ковка, прокатка, тиснение и рисунок созрели в период между 900 - 1100 годами н.э. Большая часть знаний, несомненно, передана из соседнего королевства Чимор, однако ремесленники Сикан использовали для тумбага сплавов мышьяковую медь и мышьяковую латунь, что ознаменовало новый этап технологического развития в металлургии.

Литература:

  • Луиза Мария Веттер, L'or des Incas: Origines et mysteres, Париж: Пинакотека де Пари 2010.
  • Луиза Мария Веттер, Инки: истоки и тайны цивилизаци, Венеция: Марсильо, 2010.
  • Габриэла Хессел, Фальсификаторы металла, музей Оро дель Перу, Лима, фонд Мигеля Мухака Гальо, 2009.
  • Палома Карседо де Муфаре, Металл в древних перуанских культурах.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...