Золото индейцев культуры Викус

Автор: 06 декабря 2014 в 06:58 в рубрике

Наряду с керамикой, викус славились передовыми технологиями в области металлургии. Всевозможные регалии, в том числе головные уборы, ожерелья, пекторали, ритуальные маски и множество украшений для носа, ушей, рук и ног были обнаружены в гробницах.

Украшение для носаУкрашение для носа

Золото индейцев культуры Викус - это сплав золота и меди, известный как "тумбага". Сплав впервые использован индейцами культуры моче в Северном Перу. Смесь двух металлов в определенной пропорции придает изделиям блестящий вид золота, причем золото не требуется в большом количестве. Соотношение металлов в различных предметах могут существенно различаться; некоторые предметы содержат в основном медь, в то время как другие сделаны в основном золота. В некоторых случаях к сплаву добавляется серебро, и таким образом мы имеем три основных сплава золота, использовавшихся индейскими металлургами культуры Викус: тернарная медь, сплав серебра с золотом и медью в пропорции 1:1:2, золота или медь с серебром. Различные количества золота, серебра и меди породило разнообразие оттенков изделий. При этом не чистота используемого металла являлась определяющим фактором, но получаемый цвет готового изделия.

Помимо металлических бляшек, прикреплявшихся к одежде, викус носили самые разнообразные украшения на запястьях и предплечьях. Это могли быть тонкие узкие браслеты, и цельнометаллические манжеты, плотно обернутые вокруг запястья и иногда тянувшиеся до локтя. Подобные манжеты могли продолжаться на предплечьях, а также чуть выше локтя до плеча.

Золотой браслетЗолотой браслет. Золото, прокатка, штамповка, пайка.

Украшения подобного типа резервировались для высокопоставленных чинов викус и носились в торжественных случаях. Изделия характеризуют четкая симметрия и баланс всех деталей, что было немаловажно для древних перуанцев. Браслеты обязательно должны были носиться в парах.

Браслет, изображенный на иллюстрации, демонстрирует одну из стандартных методов изготовления подобных украшений. Они образуются из серии небольших золотых бусин, нанизанных на нить через крошечные отверстия. Каждая бусина формируется из двух полусфер разного диаметра. Меньшая бусина прикрепляется в центр большей, образуя концентрические окружности.

Корона и нагрудник из сплава золота с медьюКорона и нагрудник из сплава золота с медью.

Вдоль верхнего края прямоугольной короны пущены стилизованные формы колючих моллюсков, известных как колючие устрицы, встречающиеся у берегов Эквадора и Северного Перу. Стилизованные версии раковин этих моллюсков являются весьма популярным декоративным мотивом у викус.

Необычной формы венец демонстрирует одну из отличительных декоративных особенностей, общих для металлических изделий викус. Корона формируется из 66 квадратных платин меди, скрепленных по двум верхним углам таким образом, чтобы при ношении металл издавал звук. При этом практически идеально делались только три стороны изделия - передняя и две боковые. Задняя сторона изделия делалась без прикрас, показывая ряды металлических швов и скреп, которые удерживают металлические листы вместе.

Нагрудник состоит из сотен маленьких золотых дисков, имеющих всего 25 мм в диаметре и кропотливо связанных вместе. Каждый диск имеет небольшое отверстие в верхней части, посредством которого он прикрепляется к подложке из ткани небольшим стежком.

Все украшения викус датируются 100 до н.э. - 400 н.э.

Литература:

  • Луис Гильермо Лумбрерас, Викус культура в Перу: от чавин к инкам, Милан: Скира 2006.
  • Томас Бесом, Этноисторическое изучение религиозных практик инков, Аустин: типография техасского университета, 2009.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...