Древняя керамика перуанских индейцев
Урпу, 1400-1533 н.э., керамика, культура инков
Керамические сосуды урпу - наиболее распространенные артефакты, оставшиеся от культуры инков. Инкская керамика с приходом на континент испанцев осталась не тронутой, поскольку конкистадоров заботило лишь золото.
Сосуды подобного типа сохранились в большом разнообразии. Они изготовлялись любых размеров, но формообразующие принципы не изменялись. Все урпу имеют круглую форму, коническое горлышко и пару ручек. Поскольку инкские сосуды отдаленно напоминают формы греческих амфор, перуанские археологи применили для их описания термин "Aryballos" (небольшой сферический сосуд с узким горлышком), хотя не существует никакой связи между формой сосуда и его предназначением.
Урпу использовались для транспортировки и хранения жидкостей, особенно Чичи (кукурузное пиво) и воды. Самые крупные сосуды могли вмещать в себя до 30 килограммов содержимого. По историческим свидетельствам конкистадоров, урпу носились на спине, используя ремни, которые обматывались вокруг горлышка и проходили сквозь ручки. Остроконечное основание позволяло буквально "втыкать" сосуд в песок, а также естественным образом наклонять сосуд, что создавало некоторое удобство при заливке в него жидкости и минимизирует разлив.
Инкская керамика, как правило, использует ограниченную палитру красок. Обычно это теплый красный, коричневый или близкий к оранжевому, а также черный. Окраска фона может варьироваться от кремовой до желтой. Для орнаментальных структур обычно используется черный цвет, а сама орнаментация чаще всего основывается на природных мотивах. Это могут быть как популярные у инков стилизованные листья папоротника, так и крылья бабочек. Но нередко встречаются и абстрактные мотивы орнаментации, составленные из полос, квадратов и треугольников. Высокая художественность форм и орнаментов не оставляет сомнений в величии инкской империи.
1. Кувшин из трех сообщающихся сосудов в виде летучих мышей, ок. 1100 н.э., керамика, культура чиму.
Гончарные изделия, производимые индейскими мастерами чиму, продолжают прочные традиции индейцев моче и хуари культур. Они использовали схожие формы и применяли похожую отделку, а методы работы были настолько унифицированными, что позволяли наладить массовое производство керамики. Но поточное производство привело к резкому снижению цены на готовые изделия, потому керамика уже рассматривалась не как ритуальный предмет, а как посуда для повседневного применения. Потому в могилах представителей элиты народа чиму встречаются лишь металлические сосуды.
Этот кувшин из трех сообщающихся сосудов в виде летучих мышей выполнен в типичном для чиму стилистике: ясность украшений и черная полировка. Цвет сосуда достигается путем добавления дополнительного пигмента уже при обжиге, а уже затем, при полировке, достигался эффект дымки. Наиболее часто встречающиеся темы - животные, обезьяны и птицы.
2. Церемониальный кубок, 1100-1470 н.э., керамика с использованием также дерева, тыквы, перламутра, лазурита и шпагата.
Этот величественный кубок создан из совершенно разнородных материалов. Подставка - резной ягуар с инкрустацией перламутром. Ягуар стоит на небольшой платформе из дерева пополам с глиной. Сама емкость кубка сделана из тыквы.
3. Сосуд с изображением змея, ок. 1000-200 вв. до н.э., керамика, культура купикускве.
Сосуд сделан из красной глины, украшен объемно моделированным, рельефным изображением змеи. Изображение змеи является символом мистической трансформации, концепция которой была центральной в религиозно-философской системе древних индейцев культуры купикускве.
4. Сосуд в форме фруктов и обезьян, 1400-1533 н.э., керамика, культура инков.
В изделиях из керамики отражается фигуративное и абстрактное представление о мире инкских художников. Три камеры этого керамического сосуда подражают набухшим в воде тыквам. На каждой ручке, стилистически оформленной как стебель тыквы, расположилось по одной маленькой обезьянке. Оранжевого цвета глина окрашена белыми, коричневыми и темно-коричневыми вертикальными полосами. Фигурки обезьянок окрашены в темно-коричневый цвет.
Тематические статьи по искусству керамики: