Пути сложения строительных корпораций в эпоху готики

Автор: 21 ноября 2014 в 10:45 в рубрике

Обычаи строительных корпораций, прежде всего диктовавшиеся традициями и приемами самого ремесла, а не только соображениями экономической необходимости союза равных производителей в условиях мелкого производства, на основании которых складывалась система регламентации большинства цеховых объединений, начали приобретать единообразный характер и были оформлены только ко второй половине 13 века. Символика и обрядность, принятые в строительных братствах в эпоху зрелого средневековья, были плодом длительного развития строительных объединений вкупе с различными религиозно-благотворительными братствами, столь многочисленными в середине века, а не результатом их происхождения из монастырской среды или путем видоизменения религиозных братств. В 13 столетии большинство цеховых и прочих профессиональных объединений еще не имели религиозно-благотворительных братств.

В эпоху создания "Книги ремесел" собственными капеллами, своим святым покровителем, своими праздниками и торжествами обладали лишь шесть парижских цехов: ювелиры, суконщики, изготовители пряжек из меди и латуни, волочильщики проволоки из желтой меди, изготовители табличек для письма и каменщики-строители, покровителем которых был св. Власий. Только к XV столетию большинство ремесленных объединений избирает себе святого па трона и образует собственные религиозно-благотворительные братства. К этому времени вместе с окостенением цеховой системы и кастовым замыканием цехов ритуалы и обряды, оформившие внешнюю сторону жизни цеховых объединений, в том числе и строительных корпораций, усложняются и приобретают унифицированный характер, который был невозможен в эпоху сложения цехов и корпораций, когда их организация еще не обрела четкого оформления, а их расплывчатость и аморфность не позволяли определить четкие границы корпоративных объединений.

Готический интерьер

Большую роль в сплачивании коллектива средневековых мастеров, в формировании и подготовке новых кадров играли семейные связи и традиция передачи мастерства от отца к сыну. Традиция передачи профессии по наследству имела немаловажное значение в деле воспитания опытных архитекторов, каменщиков, скульпторов. Сведения о целых "династиях" готических архитекторов нам дают документы этой эпохи. Знаменитые парижские архитекторы времени Людовина Святого - Пьер и Одо де Монтрейль - классический пример подобной родственно-профессиональной связи. Имена архитекторов Тустэн (Тутэн), Варенфруа неоднократно всплывают в документах 12-14 веков, явно свидетельствуя о наследственном продолжении профессии архитектора 1.

Цеховые организации

Существует точка зрения, что строительство готических соборов велось вне цеховых организаций. Не менее распространено и противоположное мнение о том, что в таких больших строительствах, имеющих общегородское значение, прежде всего выступали и демонстрировали свои творческие возможности цехи 2. До сих пор окончательно не выяснена разница между цехом каменщиков и ложей, хотя весьма вероятно, что в 13 столетии различия между ними еще были неясны и неопределенны и не играли существенной роли. Первоначально "ложа" представляла собой понятие вполне конкретное - это было помещение при строительстве, своего рода мастерская, где мастера - резчики и каменотесы - могли работать в ненастную погоду, где складывались инструменты, где мастера обедали, отдыхали и решали разнообразные вопросы, возникавшие по ходу строительства. Однако довольно скоро, видимо к 14-15 векам, этот термин приобрел переносный смысл, означая коллектив мастеров, работающих на строительстве и обладающих своими методами работы, особыми обычаями, правилами, распорядком работы, связанных клятвой о неразглашении профессиональных тайн, а со временем образующих своеобразное религиозно-благотворительное братство и вырабатывающих свои статуты. Самым ранним из дошедших до нас статутов строительной ложи является статут строительной ложи Йорка, относящийся к 1352 г.

Большинство исследователей склоняется к выводу, что цехом следует называть местную организацию строителей, юридически подчиняющуюся городским властям, в то время как ложи складывались вокруг крупных строительств и обладали большей самостоятельностью по отношению к властям, собственной юрисдикцией и возможностью переездов и передвижений 3. Эти различия с достаточной четкостью определились в эпоху зрелого средневековья в Германии, где вся корпоративная система организации ремесла получила классическое выражение и ясную завершенность 4. Но во Франции, где цеховой строй был сплошным исключением из германских правил и никогда не достигал той четкой определенности, той железной регламентированности, той ясно выраженной тенденции к цеховой монополии и господству системы Zunftzwang'а, характеризовавшей состояние немецких цехов зрелого и позднего средневековья, ремесленные корпорации были расплывчаты и различные формы ремесленных объединений, сливаясь и сближаясь между собой, представляли чрезвычайно пеструю картину, в которой отличия корпоративных форм большей частью нечетки и неясны, а подчас совершенно неуловимы.

Вопрос о взаимоотношениях цехов и лож, складывающихся вокруг крупных соборных строительств, далеко не выяснен окончательно. Сохранившиеся документы не дают достаточного материала для его детального рассмотрения, во всяком случае по отношению к 13 столетию. Кроме того, в разных областях Европы эти взаимоотношения и связи представляются различными. В крупных городах, обладавших большими цеховыми строительными организациями, цехи каменщиков, без сомнения, принимали непосредственное участие и в ряде случаев являлись центрами, вокруг которых сосредоточивалась работа (Страсбург, Вена, Кёльн, Берн) 5.

Цех каменщиков мог вести все строительство, поставлять основную массу квалифицированных работников или умелых мастеров для руководства. Таким образом было организовано возведение собора в Амьене, где, кроме назначенного кардиналом для административно-финансового руководства каноника и maitre de la fabrique и избранного горожанами для наблюдения за строительством maitre des ouvrages, мастер-каменщик, мастер-плотник и мастер-кровельщик представляли городские цехи 6.

Пьер де Шелль, руководивший работами по завершению хора собора Парижской Богоматери во втором десятилетии 14 века, был главным мастером цеха парижских строителей (mestre de l'euvre de Paris) 7. Цехи обычно поддерживали крупные общегородские строительства большими пожертвованиями и денежными суммами. Витражи Шартрского собора, созданные по заказу сорока трех ремесленных корпораций города, являются классическим примером цеховых вкладов в сооружение готического собора. Однако при той расплывчатости, неоформленности, которая характеризовала французские корпоративные ремесленные организации в 12-13 веках, вопрос о том, велась ли постройка цеховыми или не цеховыми мастерами, не является наиболее существенным. Как известно, цехи во Франции 13 века не были замкнутой организацией, живущей по раз и навсегда разработанным, принятым и установленным правилам. Это был еще окончательно не сложившийся, еще не связанный многочисленными внешними условиями, живой, меняющийся, гибкий организм, находящийся в процессе формирования и не отделенный еще четкими и незыблемыми границами от остального мира.

Не цеховой труд

Одновременно с ремеслами, подверженными определенной регламентации, продолжал существовать и свободный не цеховой труд, значительная доля которого приходилась как раз на художественные ремесла. Крупное и продолжительное строительство обычно вела сформировавшаяся вокруг постройки строительная ложа, обладавшая собственной юрисдикцией, то есть меньшей или большей долей самостоятельности, подобно цеху парижских строителей и цеху парижских плотников, подчинявшихся не непосредственно королевскому прево, а главному мастеру цеха. Ничто не препятствовало цеховому мастеру принять участие в строительстве, как это было в процессе возведения Амьенского собора или во время ремонтных работ в Шартрском соборе в 1316 году, или во многих других случаях, так как строительство большого собора имело огромное значение, и все горожане, в том числе и ремесленники городских цехов, принимали участие в нем самым живым и непосредственным образом. На экспертизу во время ремонтных работ в Шартрском соборе в 1316 г. были созваны главный мастер цеха парижских каменщиков Пьер де Шилль, главный мастер парижского цеха, главный мастер цеха парижских плотников мастер Жак де Лон-Гильом и другие мастера.

В исследовании вопроса о формах организации труда средневековых мастеров важна не проблема формальной принадлежности мастера к цеху или отсутствие таковой, а те основы внутренней организации, на которых зиждилась вся корпоративная система ремесла. Вне зависимости от того, были ли записаны и узаконены их статуты, обладали ли эти объединения самостоятельной юрисдикцией или были ее лишены, были ли они образованы в форме цеха, магистерии, ложи, артели, - сущность ремесленной организации оставалась одной и той же. Она заключалась в корпоративности, в объединении ремесленников на определенных началах, обязательных и неизбежных в условиях "ограниченности обмена, ограниченности рынков, устойчивости форм производства, местной замкнутости от внешнего мира, местной связи производителей" 8. Большая часть сохранившихся статутов и ордонансов строительных корпораций средневековья относится уже к 14 и 15 векам 9, хотя они и основываются на старых корпоративных традициях. Кан правило, в них за мелочно и подробно оговариваемыми условиями работы и оплаты, за регулированием распорядка рабочего дня, за перечислением праздников и выходных дней отступает на второй план та демократическая направленность, которую можно считать характерной для уставов 13 столетия и которая находит выражение уже в первом параграфе устава парижских каменщиков, гласящем, что "каждый, кто хочет, может быть каменщиком в Париже, только бы он знал свое ремесло ... " 10.

Как уже отмечалось, по свидетельству "Книги ремесел", парижский цех строителей, как и все остальные цеховые организации, нисколько не ограничивал использование свободного труда цеховыми мастерами. Как правило, регламентации подвергалось только число учеников, количество же работников не определялось. "Каменщики, цементщики и штукатуры могут иметь столько помощников (aides) и подмастерьев (valles) в своем цехе, сколько хотят ... " 11 - говорится В уставе парижских строителей. В эту эпоху ничто не препятствовало также бурному притоку иногородних мастеров и подмастерьев на крупное городское строительство.

Второй из сохранившихся строительных уставов 13 века ордонанс сиенской строительной ложи, датированный Хагеном 1292 годом 12, также пронизан подлинно демократическим духом. Он предусматривает "выборность всех должностных лиц каждые шесть месяцев из среды членов ложи, обусловливая невозможность быть повторно выбранным в течение последующих трех лет" 13. Внутренняя иерархия ложи, организация ее управлением и методы подготовки новых мастеров были аналогичны организации цеха. Выборность должностных лиц, подчинение главному мастеру, прохождение определенных ступеней ученичества, четкое определение прав и обязанностей мастера характерны для лож, как и для любых других ремесленных профессиональных корпораций средневековья.

Странствующие архитекторы

Из всего вышесказанного не следует, однако, что образования строительных корпораций и лож в городах привело к ликвидации свободных, путешествующих, переезжающих с места на место строительных артелей. Напротив, повсеместный размах строительства в Европе 13-14 веков вызвал к жизни и определил существование чрезвычайно типичной для готической эпохи фигуры странствующего архитектора. Этот мастер переезжал со строительства на строительство, каждый раз набирая себе небольшую группу преданных, умелых, квалифицированных мастеров, сколачивал таким образом странствующую артель. Сведения о переезжающих мастерах и артелях дают многие документы 13-14 веков. Таков был, например, мастер Раймои Ломбардский, обязавшийся при помощи четырех ломбардских мастеров за семь лет закончить строительные работы в соборе Уржели 14.

Характерную фигуру в этом отношении представляет архитектор Этьен де Боннейль, в 1281 году подобравший себе "compaignons et bachelers", чтобы отправиться вместе в Швецию на строительство церкви в Упсале. Представление о перемещении мастеров можно составить и на основании изучения знаков и клейм каменщиков. Нередко знаки одних и тех же строительных артелей встречаются в весьма отдаленных друг от друга постройках. Во время раскопок церкви Сен-Дени в кладке 12 века были обнаружены знаки каменщиков Прованса.

Помимо странствующих артелей немало путешествовало отдельных мастеров, особенно молодых, окончивших курс обучения и разъезжающих по свету с целью дальнейшего обучения и знакомства со строительной практикой других областей, приемами и методами ремесла, искусством и жизнью чужих земель. Классический пример этого обычая дает биография Виллара де Оннекура, восстановленная по рисункам и записям в его альбоме. Он родился, видимо, около 1195 года, а умер около 1266-го. Он прошел ученичество, скорее всего, в родном Овнекуре или соседнем Камбрэ, а затем отправился в традиционное для молодого мастера путешествие. Виллар проехал через Сен-Кантен, Шартр, Мо, Лан, Реймс, Лозанну, был в Венгрии и зарисовал по пути интересовавшие его архитектурные детали, сопровождая их краткими пояснениями. Wanderjahre были годами важной жизненной, практической школы для начинающего мастера. Странствия молодых мастеров способствовали быстрому распространению различных архитектурных форм, строительных приемов, особенностей скульптурного и живописного мастерства. Знакомясь во время путешествий с искусством других городов и местностей, готические мастера широко использовали понравившиеся им архитектурные и скульптурные формы в качестве моделей и образцов для своих произведений 136. Поездки крупных архитекторов, уже составивших себе имя и приобретших известность, также не были редкостью в средние века. Их приглашали главным образом на различные консультации и экспертизы в ходе того или иного строительства.

Многие средневековые предания также рассказывают нам о творческих поисках средневековых мастеров, о поездках за моделями и образцами в дальние страны, окутывая эти путешествия изящным романтическим ореолом. Одна английская легенда повествует о мастере, трудившемся над созданием столба в дворцовой капелле. Нуждаясь в образцах, он не закончил своей работы и отправился в заморские страны, записывая и зарисовывая на своем пути все, что ему казалось интересным. Он добрался до Рима и вернулся в Англию, полный впечатлений. Но за время его отсутствия один из его учеников завершил незаконченную им работу, сделав ее столь прекрасно, что мастер был вынужден признать себя побежденным.

Рассмотрение путешествий Французских готических мастеров раскрывает весьма поучительную картину, позволяющую понять быстроту и активность распространения готики по всей Европе к 14 веку.

В конце 12 века Гийом из Санса начинает строить Кентерберийский собор в Англии, в 20-е годы 13 столетия Виллар де Оннекур совершает путешествие в Венгрию 15, зодчих северной Франции приглашают на юг 138, архитекторы - участники крестовых походов 16 воздвигают в государствах крестоносцев на Востоке замки и крепости с готическими капеллами и возвращаются, обогащенные впечатлениями о византийской и мусульманской архитектуре.

В конце 13 века Этьен де Боннейль отправляется в Швецию, а в середине 14 века французский архитектор Матье из Арраса начинает строительство собора св. Вита в Праге по приглашению Карла IV 17, парижский мастер Тома в 13 веке едет в Италию на строительство церкви Сант-Андреа в Верчелли 18 и работает в Болонье и Венеции. Французские архитекторы и художники работают в Тоскане, в Сицилии и Апулии, при дворе Фридриха II 19, и на севере - во Фландрии. Франция 13 века и прежде всего Париж и область Иль-де-Франс, кан и прилегающие к ней области Бургундии, Пинардии, Нормандии и Шампани, становятся школой готического мастерства для приезжающих из самых далеких земель мастеров, воспринимающих Францию как очаг нового искусства. Изучение готического искусства за пределами Франции показывает, как было велико и как далеко распространялось влияние французского готического стиля. Проникновение готики из Франции в соседние европейские земли, ведущее к распространению готики по всем странам Европы и сложению местных, национальных вариантов готического стиля, приводит к полному воцарению готики в европейском искусстве. 14 век недаром принято называть веком триумфального шествия готики по землям Европы. Широкая миграция художников по всей Европе немало способствовала завершению процесса единения, вела к объятию необъятности европейских земель одним художественным стилем и формированию "интернациональной готики". Содержащаяся в тенденции в крупнейших произведениях этого стиля идея всеобъемлемости, способности охватить весь мир получает в интернациональной форме поразительный, действительно по тем временам всемирный, всеевропейский размах и достигает своего наиболее полного выражения, в котором, однако, уже прорастают зерна новых художественных тенденций, возвещающие о близком декадансе готического искусства.

Источники:

  • 1. Mortet Y., Deschaтps Р., vol. 2, р. XXXI, t. CXXXV, СХХХII.
  • 2. Dehio G., Bezold G. von. Op. cit., Bd 2, 5, 21, 24.
  • 3. Frankl Р., 113, 114, 123; Harvey I. Op. cit., р. 19-22.
  • 4. Frankl Р., р. 116, 129.
  • 5. Ibld., 58, 122, 124, 132.
  • 6. Ibld., р. 115-116; Durand G. Monographie de l'eglise cathedrale Notre-Date d'Amiens. Vol. 1. 1901, р. 103.
  • 7. Mortet Y. L'expertise de la cathedrale de Chartres en 1316. - "Congres Archeologique de France", 67 вёввюп, Paris, 1901, р. 312; Frankl Р., р. 58-59 et suivi.
  • 8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. XIV, с. 275.
  • 9. Лондонские уставы 1356 г., ордонанс ложи каменщиков йорка 1370 г., ордонанс цеха каменщиков Трира 1397 г., ордонанс цеха строителей Эрфурта 1423 г., ордонанс ложи каменщиков Сиены 1441 г., ордонанс цеха каменщиков Люксембурга 1459 г.
  • 10. Книга ремесел. - В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 348.
  • 11. Там же, с. 349.
  • 12. Hagen Е. vоп der. Briefe in die Heimat. Breslau, 1818, Н, S. 258.
  • 13. Della Yalle G. Letteri senesi sopra le Belle Arti. v. 1, Venecia, 1782, р.280.
  • 14. Mortet Y., Deschatps Р., vol. 2, t. LVII.
  • 15. Hahnloser Н., S. 231-233.
  • 16. Участником крестового похода был, например, придворный архитектор Людовика Святого Одо де Монтрель, строивший укрепления в Яффе. Об архитекторах, принимавших участие в крестовых походах, упоминают многие документы 12-13 вв. и хроники крестоносного движения. См., например, Mortet У., DeschaTps Р., vol. 2, t. CXXIV, CXL; Fedden R. Crusader Castels. Lond.on, 1950; Enlazt С. Les Monuments des croises dans le Royaume de Ierusalem. Architecture religieuse et civile. 4 vol., Paris, 1925-1928.
  • 17. Darcel А. Les architectes de la cathedrale de Prague.- АА, 1864, vol. 24, р. 354-355.
  • 18. Verzone P. L'architettura romanica nel Vercellese. Vercelli, 1934.
  • 19. Haseloff А. Die Bauten der Hohenstaufen in Unteritalien. Leipzig, 1920; Willeтsen С. А., Odenthal D. Puglia, terra dei Normanni е degli Svevi. Bari, 1966; Shearer С. The Renaissance of Architecture in Southern Italy. Catbridge, 1935; Conant К. J. Op. cit., р. 214-218.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...