Проблемы теории и практики художественного творчества в 13 веке. Часть первая.

Автор: 06 апреля 2014 в 10:35 в рубрике

Проблема творчества художника и художественной деятельности

Проблема творчества художника и художественной деятельности получает достаточно широкое освещение в философской мысли 13 столетия, стремящейся каждый вопрос человеческого бытия рассмотреть внимательно, подробно, всесторонне, найти ему соответствующее место в стройном порядке универсума и соотнести его с духовными ценностями. Как и многие другие проблемы земного мира, вопрос о деятельности художника решается в сфере метафизических представлений, хотя, по сравнению с предыдущими эпохами в истории средневековой мысли, в философии 13 века ему уделяется большее внимание. Он трактуется подробнее, полнее, глубже, многостороннее и представляет вполне оформившуюся проблему, которая в то же время не была самостоятельной, но являлась частью грандиозной и стройной системы мировосприятия и мироустройства, обусловливавшей каждый из входящих в нее элементов.

В основе понимания художника и его деятельности в 13 веке лежат представления, сформировавшиеся в предшествующие столетия. Искусство понимается как имитация природы и как разумная деятельность, художник творит ad imaginem Dei. Одновременно на развитие представлений о художественном творчестве в 13 веке оказала огромное влияние аристотелевская концепция творчества, ставшая широко известной к этому времени. Интерес к характеру и стадиям творческого процесса, которым отмечена философская мысль того периода, представление о творческом процессе как разумной деятельности и его сущности как конкретной реализации определенной, заранее существующей идеи, как разумном воплощении формы в материи, идея ценности творчества, ведущего к благу, в большей степени обязаны своим присутствием в схоластических трудах 13 века неотразимому воздействию Аристотелевой мысли.

Теория образца в готическом искусстве

Вопрос о художнике и его творчестве решается философским умозрением 13 века преимущественно в связи с тремя проблемами метафизического порядка. Во-первых, это вопрос о сущности и целях человеческой деятельности как теоретической, так и практической, развиваемой относительно высшего блага и высшего совершенства, то есть познания бога. В сфере данной проблемы художественная деятельность рассматривается вкупе с другими видами искусств - свободных и механических. Во-вторых, это вопрос о божественном творчестве, по образу и подобию которого творит и работает человек. Созидающий труд человека, единственного существа на земле, наделенного разумом, основывается на тех же закономерностях строя, порядка, числа, что и творчество бога. Таким образом, деятельность художника рассматривается как primum analogatum logice sumptum к творчеству бога. Сравнение божественного творения с произведением искусства и божественного творчества с работой художника встречается в философских сочинениях 13 века не реже, чем в предшествующие столетия. Эта старая традиция, восходящая к античности, находит новые источники питания в расширивших горизонт философского умозрения 13 столетия сочинениях греческих авторов, прежде всего Аристотеля, и подкрепляется образцами современной художественной практики. Проблема творческого процесса, рассматриваемая в аналогии к деятельности творящего бога, разрабатывается с той детальностью и последовательностью, в которой была изощрена схоластическая мысль. Наконец, третий вопрос, в связи с которым возникает речь о творчестве художника, это проблема красоты как в ее имматериальном, так и в материальном аспектах, и в связи с этим вопрос о красоте произведения искусства и условиях ее создания.

Взаимоотношения художественной практики готической эпохи с философскими и теоретическими размышлениями выдающихся умов этого времени о красоте, об искусстве, о творческой деятельности человека приобретают несравненно более разносторонний характер, чем в романское время. Им свойственна не только большая глубина и гибкость, но и гораздо большее единство и цельность. Вершиной этого взаимодействия, далеко не всегда непосредственного и прямого, явилось замечательное соответствие структурной организации и энциклопедичности схоластических "Сумм" со строгой структурой и содержательной всеобъемлемостью готических соборов. Это соответствие - результат присущего готической эпохе стремления к всеохватываемости, пронизывающего духовный климат эпохи триумфа католической церкви и первого расцвета городской культуры, наиболее последовательно и ярко выразившегося в изобразительном искусстве и философском умозрении.

Альбом Виллара де Оннекура

Философская мысль и художественная практика эпохи готики

Философская мысль и художественная практика эпохи готики включают в свою сферу те планы бытия, которых фактически прямо не касались ни умозрение, ни искусство более ранних эпох средневековья. Земной мир во всем его многообразии и многоликости постепенно входит в их круг. Тем самым связи философской мысли и художественной практики приобретают реальную почву. Основной движущей силой развития готического миропонимания и художественного постижения мира явилось стремление к оправданию реального мира. Оно проникло внутрь христианского мировоззрения и бесконечно осложнило и обогатило религиозное сознание эпохи, стремящееся объять и принять в себя мирскую стихию и незаметно для самого себя разрушаемое изнутри ее неодолимым воздействием [1]. Об этой коренной антиномии готической эпохи, которой придавалось преувеличенное значение в медиевистике начала 20 в., ибо кажущаяся нам двойственность мировосприятия готической эпохи не создавала ощущения раздвоенности у человека того времени, было в свое время написано немало блестящих страниц. Оно дало основной толчок развитию готического искусства. В его стройном, эмоционально окрашенном и эстетически осознанном представлении о мире соединились в столь же грандиозное, как готический храм, здание потусторонний небесный и земной мир, идеальное и реальное, духовное и чувственное, рациональное и эмоциональное начала, вечность и изменчивость, абстракция и конкретная вещь, вера и знание. По словам М. Дворжака, глубоко проникнувшего в суть этого готического "дуализма", он "состоял в достижимом различными путями соединении старых или новых элементов естественного опыта с чувственными образами трансцендентных идей", и его гармония покоилась "на уравнительном одухотворении материальных и материализации духовных моментов" [2].

Существование земного мира в его согласованности и воссоединенности с иерархией небесных ценностей вносит дополнительный эмоциональный оттенок в общий тон готического искусства. Мирское начало проникает в него во всем богатстве, разнообразии и сложности взаимодействия и переплетения двух мирских по преимуществу сил - феодально-аристократической и куртуазно-утонченной, расцветающей в это время, но имеющей уже давние культурные традиции, и бюргерской, городской, демократической, нарастающей и энергично сплачивающейся в эту эпоху, вносящей в культуру свои вкусы, привычки и требования. Их живое и сложное взаимодействие оказывает значительное воздействие на образный строй готического искусства.

Эта эпоха оставила нам следы и прямых связей философской и художественной мысли. 13 век - время широкой популяризации христианской философии и расцвета проповеднической деятельности. Городские и ремесленные круги, к которым принадлежал художник, были главным рассадником философских ересей, живо воспринимавшим эхо философских дискуссий, происходивших в стенах университетов и монастырей [3]. Художник не был далек от философских споров эпохи, впитывая их вместе со всем народом, стекавшимся на площади городов слушать знаменитого проповедника. Художнику была прекрасно известна сущность теоретических представлений о красоте и ее высоком символическом значении, которые разрабатывались на философском уровне и воплощались им в произведениях искусства. Искусство готики дает ясное понимание того, что человек и художник этой эпохи стоял на ином уровне образованности, чем мастер романского времени. Первому свойственны более широкие и основательные знания об окружающем мире, к которому он обращает испытующий и пристальный взгляд, воспроизводя его формы и действуя по его законам в создании произведений искусства.

Отношение философской мысли к возникновению готического искусства и строительству грандиозных храмов отнюдь не исчерпывалось тем, что выработанный ею строй догматических концепций и энциклопедическая система представлений о мире нашли отражение в декорации соборов. Процесс формирования готического искусства и прежде всего готического стиля в архитектуре, за которым следило все средневековое человечество, не мог не означать влияния на развитие философской мысли своего времени, хотя трактатов, посвященных проблемам творчества и искусства; еще не писали. Терминология художественного творчества, как показывают такие сочинения конца 12-13 века, как хроника Гервасия Тильберийского о строительстве Кентерберийского собора или записи в альбоме Виллара де Оннекура, была далеко не разработана. Однако именно тогда эстетические представления, до тех пор находящиеся в сфере метафизических спекуляций и осмысливаемые в этическом плане, начинают сознательно связываться не только с материальным, вещественным миром, но и с· произведениями искусства. Происходит очевидное сближение и соприкосновение философской концепции красоты и художественной практики, Представления о ценности света, весьма ярко характеризующие эстетическую мысль 13 века, окружая ее атмосферой особой просветленности и одухотворения, о пропорциональности, очертании, форме находят конкретное воплощение и аналогии в готическом искусстве.

При обсуждении самых разнообразных вопросов чисто метафизического порядка, связанных как с проблемами человеческой природы и ее формирования богом, так и разработкой систематических представлений о красоте и строе универсума, средневековые авторы нередко обращаются к аналогиям и примерам из художественной практики. У Гийома Овернского, например, мы встречаем поэтическое сравнение души с прекрасной статуей и ее образцом. Душа создается богом так же, как статуя делается по образцу, и тому, что в статуе представляют ее члены и линии, в душе соответствуют различные душевные движения и функции. Раскрасить статую, украсить ее гармонией цветов - то же самое, что украсить душу благородными поступками.

В качестве иллюстраций используются листы из альбома образцов Виллара де Оннекура.

Литературные источники

  • 1. См., например: Карсавин Л. П. Очерки средневековой религиозности, 1915; он же. Культура средних веков. Eichen Н. von, Geschichte und System der mittelalterliche Weltanschauung, Berlin, 1887.
  • 2. См.: Дворжак М. Указ. соч., с. 95.
  • 3. В начале 13 в., например, пантеистическое учение амальрикан пустило особенно глубокие корни в ремесленной среде городов иль де Франса. Возглавлявший одну из амальриканских сект в Париже Вильгельм Ювелир, сожженный в 1209 г., был ремесленником. Многочисленные ереси 13 в. находили распространение прежде всего в бюргерской и ремесленной среде.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...