Организация труда готического мастера: часть 2

Автор: 25 сентября 2014 в 10:36 в рубрике

Система регламентации

Система регламентации - жизненный нерв цехового объединения, длинная цепь предписаний и ограничений, выработанных многолетней практикой и ограждающих цехового мастера от конкуренции со стороны, а заказчика работы - от подделки или недобросовестности мастера, также безраздельно господствует в цехах художников, скульпторов и строителей, как и в любых других ремесленных цехах. Устав цеха, например, запрещает скульпторам трудиться ночью при искусственном освещении, которое "недостаточно для того, чтобы хорошо и честно выполнить работу" 19. Точно так же он запрещает ее кольчужникам, лучникам, портным и изготовителям игральных костей 20, ибо "изделие, сделанное ночью, - нехорошее и нечестное" 21. "Никто не может и не должен работать в праздничные дни, когда весь город празднует, - говорится в уставе резчиков-скульпторов, - ни ночью, так как ночное освещение недостаточно для работы в их цехе, ибо их ремесло - резьба" 22. Для большинства цехов продолжительность рабочего дня равно была ограничена "de soleil levant jusques soleil соиchant" - "с восхода и до захода солнца". Рабочий день завершался вместе с первым ударом церковного колокола к вечерней службе (летом - к complies (conplies) - в девять часов вечера, зимой - к verspres - в шесть часов вечера) или с первым криком вечернего глашатая, возвещающего окончание дня.

Точно так же, как присяжные других цехов обязаны были производить обходы и осмотры мастерских с целью охраны цеховых предписаний и контроля за производством, так и присяжные цеха парижских скульпторов "обладают властью ... обходить весь город и окрестности. Парижа ... посещать мастерские ... как днем, гак и ночью" 23. В уставе каждого ремесла подробно указываются возможные нарушения регламента и полагающийся за них штраф. Величина штрафа обычно зависела от совершенного проступка, а распределение собранных штрафов осуществлялось разнообразно: они поступали и в королевскую казну, и в капеллу братства того или иного цеха, и доставались старшим или цеховым присяжным.

Капители собора Парижской БогоматериКапители собора Парижской Богоматери.

На мастера-скульптора, выполнившего распятие или другое изображение не из цельного куска камня, накладывался штраф в 1О парижских су, из которых 5 шли в королевскую казну, а 5 - в капеллу братства скульпторов, ибо "случалось, что делали эти изделия с изъяном", и точно такой же штраф обязывался уплатить за нарушение статутов член цеха ковровщиков сарацинских ковров. Иногда величину штрафа назначал королевский прево, как в том случае, когда скульптор-живописец выдавал за позолоченные изделия, в которых позолота была наведена не по серебру, а по олову, и его принуждали "заново сделать хорошо и честно" и "по честному принуждению парижского прево заплатить королю штраф". Точно так же сам прево назначал величину штрафа за подделки и другие нарушения и проявления недобросовестности у изготовителей черенков для ножей, мерщиков зерна и в других цехах.

Денежные отношения

Оплата налогов и штрафов для мастеров-строителей, резчиков, скульпторов и живописцев в основе своей ничем не отличалась от тех же повинностей, налагаемых на ремесленников других профессий, В уставе цеха строителей, например, говорится: "Каменщики и штукатуры должны нести караульную службу (le gueit) и платить талью (la taille) и остальные повинности, которыми другие горожане Парижа обязаны королю" 24. Права и обязанности членов цеха, предписания и ограничения их деятельности оговаривались в уставах цехов со скрупулезной точностью. Сравнение цеховых статутов строителей, скульпторов и живописцев с цеховыми статутами других ремесел убеждает нас в равном общественном положении создателей готического искусства с ремесленниками других специальностей. По своему имущественному уровню в целом они также почти не выделялись из массы ремесленников других профессий.

Изучение переписи плательщиков тальи 1292 года в Париже приводит к бесспорному выводу о том, что имущественные различия между профессиональными группами парижских ремесленников в это время были сравнительно невелики. По своему экономическому положению ремесленники составляли единую среду, хотя в ней и наметилась тенденция к имущественному разделению и соответственно существовали богатые и бедные мастера granz et menuz mestres. По данным, приводимым Коултоном, поденная оплата средневекового каменщика или плотника была очень немногим выше платы, получаемой рядовым сельскохозяйственным работником. То же подтверждает и Бригтс, исследовавший вопрос об имущественном положении средневековых мастеров в переводе на современное денежное исчисление. В документах, хрониках и литературных сочинениях эпохи нередки указания и свидетельства крайней бедности мастеров, связанных с созданием произведений изобразительного искусства. По "Книге Тальи" 1292 г. в группу ремесленников, не плативших налога из-за крайней нужды, входило несколько художников.

Однако как те, так и другие были пока редки и основной контингент ремесленного населения Парижа составляли люди среднего достатка и примерно равного имущественного положения 25. Например, из 104 записанных в "Книгу тальи" парижских каменщиков только четверо были значительно богаче остальных и платили подать по гораздо более высоким ставкам; остальные мастера находились примерно в равном положении людей среднего имущественного уровня, которые и составляли подлинную опору цехового строя и выступали хранителями уравнительных традиций корпоративной системы ремесла. Корпорации скульпторов, строителей и живописцев обладали, однако, и некоторыми цеховыми привилегиями, связанными большей частью с давними традициями и спецификой самого ремесла. Как говорилось, парижские художники и скульпторы в середине 13 века могли брать на обучение сколько угодно учеников, в то время как в большинстве цехов количество учеников было строго ограничено и лишь немногие цехи из 100 цехов, вошедших в "Книгу ремесел" Этьена Буало, обладали этим преимуществом. Количество учеников не было ограничено также в цехах горшечников, сапожников, изготовителей золотых и серебряных нитей для парчи и лучников. Если в цехе резчиков-скульпторов ночная работа категорически воспрещалась, то цех парижских живописцев и скульпторов-живописцев в виде исключения обладал этой возможностью.

Привилегии, данные живописцам и скульпторам в уплате налогов, а также их освобождение от участия в ночной городской охране, свидетельствуют о том положении, которое эти профессии занимали среди остальных ремесел. Талья и целый ряд других гражданских налогов были обязательны для представителей всех ремесел без исключения, в том числе и для живописцев, скульпторов и строителей. Однако они были освобождены от налога, платящегося в пользу королевской казны продавцом и покупателем при совершении торговой сделки. В статуте цеха резчиков-скульпторов говорится, что они "не должны никакого кутюма с вещей, относящихся к их ремеслу, которые они покупают и продают, ибо их ремесло предназначено лишь для святой церкви, государей, баронов и других богатых и благородных людей". На том же основании от уплаты tonlieu были освобождены, кроме скульпторов и живописцев, также серебряных дел мастера, гранильщики хрусталя и драгоценных камней, выделыватели листового золота и серебра и ковровщики. Провоз произведений искусства также не всегда облагался обычными налогами и таможенными пошлинами; например, за провоз статуй святых и предметов церковной утвари мимо Малого моста в Париже, где была одна из крупнейших парижских таможен, не надо было платить обычную для других товаров пошлину, так называемую "Paage de Petit Pont". Здесь, без сомнения, играли свою роль столь могущественные в средние века соображения благочестия.

Привилегии готических мастеров

В цехе парижских резчиков-скульпторов присяжные - прюдомы - были освобождены от несения ночного караула (gueit), как и в цехах ювелиров, портных и изготовителей табличек для письма, а в цехе скульпторов и живописцев все члены цеха были "свободны от несения караула, ибо их ремесло от этого освобождает на том основании, что оно предназначено только для службы нашего Господа, его святых и для почитания святой церкви". От ночной караульной службы были освобождены, кроме того, цехи ювелиров, лучников и кольчужников, ибо они "обслуживают рыцарей, оруженосцев и сержантов и снабжают замки", а также изготовители венков и изготовители шляп из павлиньих перьев, "потому что их ремесло установлено для обслуживания благородных людей" и "отводится только к церкви, рыцарям и высоким людям". В цехе строителей резчики по камню и цементшина также были освобождены от участия в ночной охране - привиле'гия, данная им, по преданию, еще Карлом Мартеллом. Важно подчеркнуть, что каменщики и штукатуры, состоявшие в том же цехе, обязаны были нести ночную караульную службу. Таким образом, от участия в ночной охране были освобождены представители наиболее "тонких" профессий каменного дела, требовавших особого искусства.

Р. Леспинасс полагал, что цементщики часто бывали одновременно и "appareilleurs" - аппараторами, то есть помощниками архитектора, подготавливавшими чертежи и модели профилей для каменотесов, и что на этом основании они и обладали некоторыми привилегиями 26. В особенно привилегированном положении находились члены цеха парижских живописцев и скульпторов-живописцев, свободных от уплаты налога и несения караула и обладавших правом работать ночью и иметь какое угодно количество подмастерьев и учеников, однако прево особенно следил за качеством и честностью исполнения работы в этом цехе. Таким образом, по отношению к уплате некоторых налогов и участию в городской охране цехи строителей, скульпторов и живописцев принадлежали к группе цехов, специализирующихся на производстве предметов роскоши и обслуживающих церковь, знать и городскую верхушку.

В 13 веке перечисленные привилегии еще не дают полного права говорить об особом, выделяющемся, возвышающемся над остальными цехами положении этой группы ремесел, которое складывается в 14-15 веках, когда демократические основы ремесленного производства пошатнулись и к исходу средневековья резкое имущественное расслоение внутри и среди цеховых организаций, так называемое "замыкание" цехов, образование кастовых групп мастеров привело к выделению наиболее богатых и могущественных цехов и господству одних цехов над другими. В ремесленной среде 13 века сохраняется демократическая традиция равноправности большинства ремесел перед обществом и законом, хотя в эту эпоху намечается и тенденция к их разъединению. Бросается в глаза редкая пестрота и разнообразие форм ремесленных объединений во Франции 13 века. Французские цехи отличались друг от друга, прежде всего мерой самостоятельности и автономии по отношению к вышестоящей власти. Одни из них непосредственно подчинялись королевскому прево, другие обладали некоторыми возможностями самостоятельной юрисдикции, колеблющейся в разных цехах от незначительного права самостоятельного собирания штрафов вплоть до почти полной автономии по отношению к властям. В этой связи интересно положение цеха строителей и каменщиков. По форме управления их цех был близок к магистериям, то есть подчинялся собственному магистру и обладал относительно большой самостоятельностью в правовом и политическом смыслах, хотя и не имел громадных преимуществ и почти полной автономии, которыми пользовались крупнейшие парижские магистерии 13 века - цех монетчиков и цех мясников Большой Бойни.

Растительный рельеф собора в РеймсеРастительный рельеф собора в Реймсе.

В середине 13 века во главе цеха парижских строителей и каменщиков стоял главный дворцовый каменных дел мастер Гийом де Сен-Патю, "каковой мастер Гильом поклялся в Париже, в помещении дворца, что он будет охранять этот цех по возможности хорошо и честно, одинаково по отношению н бедному, богатому, слабому и сильному, до тех пор, пока королю будет угодно, чтобы он охранял этот цех" 27. Магистр, или старшина цеха (Mestre qui garde le mestier), сосредоточивал в своих руках судебно-административное управление цехом, наблюдал за исполнением цеховых предписаний и охранял права ремесленников. В уставе строителей подробно перечисляются права и обязанности старшины. Он не только имел низшую юрисдикцию (la petite justice) и мог собирать штрафы с мастеров и их учеников "до тех пор, пока будет воля короля" 28, но ведал также и "нарушениями в своем цехе, драками без пролития крови и исками, кроме исков о собственности". Более того, "если же тот, кто подлежит штрафу, так заносчив и безумен, что не хочет подчиняться приказу старшины и заплатить штраф, старшина может запретить ему заниматься ремеслом. Если кто-либо из мастеров, кому старшина запретил заниматься ремеслом, работает после запрета, старшина может отнять у него инструменты (oster ses ostiz) и держать их до тех пор, пока штраф не будет заплачен" 29. Подобные особенности в правовом положении цехов и обладание некоторыми из них определенной долей самостоятельности в отправлении судебно-административных функций восходят большей частью к очень давним традициям, берущим начало в далекие времена раннего средневековья. Многообразие местных, феодальных, городских, торговых и ремесленных законодательств, писаных и неписаных прав и обязанностей чрезвычайно характерно для средневековья с его раздробленностью и затрудненностью связей между отдельными областями.

Статуты

Рассмотрение цеховых ремесленных статутов 13-14 веков показывает, что строители, художники, скульпторы и другие мастера, специальность которых в Новое время будет отнесена к области искусства, в эпоху готики составляли органическую часть ремесленной среды, явившийся подлинной основой городской культуры средневековья. Их объединения были созданы на общих для всех ремесленных ассоциаций организационных началах. В них господствовали те же имевшие серьезную экономическую подоплеку уравнительные тенденции, что и в других ремесленных организациях. Их развитие неотъемлемо от развития всей средневековой ремесленной среды. Рост экономической и социальной дифференциации, постепенная трансформация цехового строя не только коснулись их d полной мере, но приобрели в кругах художественных ремесленных профессий ярко выраженные формы. Если цеховое устройство 12-13 веков было отмечено печатью демократизма, то начиная с 14 века, со все более частыми вмешательствами короля в деятельность цехов, с ростом имущественной дифференциации внутри цеха, с обособлением и укреплением бюргерской верхушки - городского патрициата, с увеличивающейся консервативностью политики цехов, стремящихся во что бы то ни стало сохранить старые традиции производства и ремесла в новых экономических условиях 30, все реже и реже появляется возможность говорить о демократичности изживающей себя цеховой системы. Ее демократические основы со временем становятся все большей формальностью. Мастера начинают занимать привилегированное положение по отношению к подмастерьям и ученикам, затрудняя им доступ к метрике и загружая их дополнительной работой. Неоднократные волнения в ремесленной среде, зафиксированные в письменных источниках на протяжении 14-15 веков, появляются уже в 13 веке. Создание особых братств подмастерьев в целях борьбы с цеховыми мастерами свидетельствуют о разложении демократических основ цехового управления.

Собор в СтрасбургеСобор в Страсбурге: западный фасад и чертежи проектов фасада.

В 12 и 13 столетиях, когда цехи только складываются и система цеховой регламентации еще не обрела четкие формы, когда цехи выступают на общем фронте борьбы городов за свободу и коммунальную независимость, когда самостоятельность французских цехов по отношению к королевской власти еще не ограничена и не сдавлена королевскими ордонансами и налагаемыми на цеховые организации запрещениями, когда имущественная разница внутри цехов еще незначительна, демократические основы цехового устройства далеко не утратили своей жизненной силы. Однако наметившаяся тенденция к имущественному расслоению и социальной дифференциации в ремесленной среде особенно рано проявляется в кругах представителей художественных профессий. В быстром, определенном и весьма специфическом развитии этой тенденции состоит пока единственное различие в положении средневекового художника и. ремесленника иной специальности. В нем содержится ядро будущих перемен в положении художника в обществе.

В 14 веке появляется немало королевских указов, свидетельствующих о стремлении центральной власти упорядочить деятельность ремесленных корпораций и направить ее в своих интересах. Таковы ордонапсы Филиппа Красивого от 1307 г. и Иоанна Доброго от 1351 г. 31. Среди указов, касающихся строительного дела, следует упомянуть в первую очередь королевский ордонанс от 15 июня 1320 г., в котором счетной палате предписывается назначать по два руководителя всеми строительными работами в областях Иль-де-Франса, Шампани, Нормандии и Лангедока 32.

Перепись тальи 1292 года показывает нам, что к этому времени почти в каждой профессиональной среде появилось несколько мастеров, выделяющихся своим имущественным положением. Среди парижских каменщиков, большинство которых облагалось налогом в размерах от одного до пяти су в зависимости от их имущественного положения, резко выделяется своим богатством мастер-каменщик, плативший талью в 120 су. По размерам тальи каменщиков можно отнести ко второй группе профессий, облагавшихся довольно высоким налогом. В то время, как к первой группе следует отнести менял, плативших в среднем 936 денье каждый, суконщиков, плативших 474 день е, виноторговцев, плативших 423 денье, строители платили в среднем 247 денье, то есть приближались по размерам налога к книготорговцам (267 денье) и булочникам (213 денье). Средний налог живописца составлял 123 цевье, ювелира - 103 денье. Основная масса ремесленников платила от 60 до 90 денье 33.

Примерно такую же картину можно обнаружить и при сравнении размеров налога в других крупнейших парижских цехах - цехе виноторговцев, сукновалов, аптекарей, брадобреев, ковровщиков и т. П., где внутрипрофессиональная имущественная дифференциация была особенно велика. Бросаются в глаза резкие колебания размеров тальи в цехе художников, где наиболее богатые платили талью в двадцать один раз большую, чем бедные мастера 83. Налог штукатуров по талье 1292 года колеблется от 12 денье до 4 ливров. В то время кан большинство штукатуров платило от одного до шестнадцати су, некий Рауль уплатил 3 ливра 10 су, а "дама Мария штукатурщица и ее двое детей" - 4 ливра 12 су 34.

Имущественная дифференциация

Хотя тенденция к имущественной дифференциации характерна для развития всей ремесленной среды 13 века в целом, расслоение в среде представителей художественных профессий имело свой особый оттенок. Он заключался в интеллектуальном характере художественного труда, постепенно осмысливаемом в эту эпоху и заставляющем рассматривать его представителей как предшественников художественной интеллигенции Нового времени. Важную роль в определении привилегированного положения какой-либо ремесленной профессии в средние века играла предназначенность создаваемых ремесленниками произведений "для службы нашего Господа, его святых и для почитания святой церкви", как сказано в статуте скульпторов-живописцев.

Ж. Гимпель предполагает, что Рауль и Мария были не ремесленниками, а владельцами гипсовых карьеров или штукатурных мастерских 35. Среди ремесленников, плативших талью, нередко встречаются имена женщин, принимавших участие в работе наравне с мужчинами. В средневековых миниатюрах также нередки изображения женщин-ремесленниц за работой. К 15 в. относятся миниатюры с изображением женщин-художниц, расписывающих статую мадонны тоненькой кисточкой (воспроизведены у Дж. Эванс 36) или работающих над своим автопортретом с зеркалом в руках (например, рукопись "De claris mulieribus" Воккаччо 1402 г., находящаяся в Парижской Национальной библиотеке 37).

Работа для нужд церкви, несомненно, ставила представителей художественных профессий в особое положение среди других ремесленников. Связь с церковными, наиболее образованными кругами средневекового общества, способствовала расширению их общей культуры. Ведь главными заказчиками произведений искусства в эпоху готики по-прежнему были деятели церкви. Однако именно в эту эпоху возникает группа профессий интеллектуального труда, но профессий, не принадлежавших церкви. Начинается процесс обмирщения мысли, секуляризации духовной деятельности. С ростом специализации ремесла и профессионального обучения создатели произведений искусства начинают обретать самостоятельный голос и вес перед лицом их пока еще всемогущественного заказчика. Разобранный нами вопрос об отношении к художнику в готическую эпоху, о тех представлениях о творческой деятельности, которые господствовали в это время в образованной среде, о том месте в жизни средневекового общества, которое эпоха готики начинает уделять искусству и его создателю, показывает, как постепенно труд художника начинает все определеннее оцениваться и как интеллектуальная деятельность, как труд особого рода. В эту эпоху возникают тенденции, которые впоследствии приведут к выделению художника из ремесленной среды и даже к противопоставлению ей. Растущая экономическая и социальная дифференциация внутри цеховой среды способствовала развитию этой тенденции, хотя далеко не всегда прямо соответствовала ее конкретным проявлениям.

Литература:

  • 19 Средние века. Вып. XI, с. 175.
  • 20 Книга ремесел. Статуты XXVI, XCVII, LVI, LXXI.
  • 21 Средние века. Вып. XI, с. 178.
  • 22 Там же, с. 176.
  • 23 Средние века. Вып. XI.
  • 24 Depping G. Ор. cit., р. 109.
  • 25 Полянский Ф. А. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы в XIII-XV вв.
  • 26 Lespinasse R. Ор. cit.
  • 27 Книга ремесел. Статут XLVIII - Средние века. Вып. Х, с. 349.
  • 28 Там же, с. 350.
  • 29 Там же, с. 350-351.
  • 30 См., например, у Стехова регламент гильдии живописцев в Турнэ от 1480 г. (Stechow W. Northern Renaissance Ап 1400-1600, Sources and Documents. Prentice-Hall, 1966).
  • 31 Fagniez G. Documents. Vol. 2, р. 8-15; Ordonnances des Rois de France. Vol. 11, р. 352- 380.
  • 32 Ordonnances des Rois de France, vol. 1, р. 715.
  • 33 Полянский Ф. А. Указ. соч., с. 85-87.
  • 34 Geraud Н. Ор. cit.
  • 35 Guimpel 1. Les batisseurs de cathedrales. Paris 1958, р. 74-75.
  • 36 Evans 1. Life in Medieval France. Oxford, 1957, pl. 99.
  • 37 MS fr. 12420, fol. 101.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...