Организация труда готического мастера: часть 1

Автор: 25 сентября 2014 в 10:33 в рубрике

Цеховая организация труда и художественные профессии

"Человек нуждается в разных формах и видах искусств ... Но так как эти искусства могут быть сделаны усилием большого числа людей и достигнуты только посредством их совместного объединения, отдельные индивидуумы должны объединиться вместе, чтобы достичь благодаря этим искусствам того, что полезно, и избежать того, что вредно". Марсилий Падуанский 1.

Двенадцатый и тринадцатый века в истории Европы явились эпохой сложения, развития и укрепления цехов - корпоративной системы ремесленного труда, отвечавшей условиям и возможностям средневекового производства, объединившей ремесленников в профессиональные группы и составившей одну из своеобразных и неповторимых черт средневековой эпохи. Эти профессиональные ремесленные объединения были основой исторически закономерной формы организации производства в эпоху зрелого средневековья, так как "привилегии учреждения цехов и корпораций, весь режим средневековой регламентации были общественными отношениями, единственно соответствующими приобретенным производственным силам и ранее существовавшему состоянию общества, из которого эти учреждения вышли" 2. Цехи обязаны своим появлением и, видимо, быстрым развитием, внутренним сдвигам, происходившим в недрах феодального общества, в 12-13 векам феодальный способ производства постепенно вырастает из рамок натурального хозяйства. Развиваются товарно-денежные отношения, вовлекая в свою сферу и средневековую деревню. С оживлением экономической жизни нарушается неподвижность прежнего быта. Растут и крепнут города, становящиеся средоточием торговой деятельности и ремесленного производства.

Листы из альбома Виллара де ОннекураЛисты из альбома Виллара де Оннекура: розы соборов в Шартре, в Лозанне, фрагмент розы собора в Сен-Кантене.

Притча во языцех писателей и комментаторов 12-13 веков - города, они становятся рассадниками ересей и нарушителями феодального спокойствия, распространителями новых веяний в науке, философии и искусстве. В них впервые появляется неведомое прежде дурное слово - коммуна. В них рождается собственная идеология, возникшая на почве городского быта и противостоящая идеологии аристократии и церкви своим насмешливо трезвым взглядом на мир. В борьбе за самостоятельность от феодальной зависимости город явился колыбелью гражданского развития народов, а свободное население первых городов сложилось в новый социальный класс - бюргерство, развитию которого открывались широчайшие перспективы. Город становится центром коммерческих операций и средневекового производства. Именно в городе тенденция средневекового ремесленного производства к корпоративности находит почву для благоприятного развития. Расширяясь и укрепляясь, она приводит к образованию цехов, найдя в цеховом строе наиболее полное и законченное выражение.

Среди множества существующих концепций происхождения цеховых объединений, выдвинутых западноевропейской и русской исторической наукой, самыми значительными из которых можно считать так называемую "вотчинную", "гильдейскую" и "рыночную" теории, ни одна не дает полного и окончательного ответа на вопрос о генезисе цеховых институтов. Помимо экономической необходимости образования профессиональных объединений несомненна связь происхождения ремесленных корпораций во многих европейских городах с борьбой горожан за освобождение от феодальных повинностей и с бурным процессом образования городских коммун и обретения ими независимости и свободы. Ремесленные объединения средневековья образовались "на основе обширных традиций средневекового крестьянства, из которого и вышло свободное население первых городов".

Ремесленные корпорации

Пути возникновения ремесленных корпораций в городах разнообразны и во многом связаны с историей происхождения и сложения города. Их истоки теряются в глубине веков. Это были города, восходящие к галло-римской урбанистической традиции, или города, сложившиеся вокруг аббатств, или вокруг замков. В каждом из них, представлявшем своего рода микрокосм в огромном разъединенном средневековом мире, возникали группы ремесленников и складывались свои ремесленные традиции. Предками средневековых корпораций и братств были коллеги Древнего Рима - разнообразные профессиональные союзы, религиозные и увеселительные ассоциации и в том числе ремесленные объединения. Естественно, что в античном обществе эти объединения носили иной экономический и социальный характер.

Сама ремесленная среда, единая, живая, бурлящая, при всем своем традиционализме постоянно преобразующаяся, отнюдь не была единообразной. Ведь "корпорационная собственность, феодальная организация ремесла" в городах соответствовала "феодальной структуре земледелия" 3. Как каждый порожденный феодальным обществом институт, внешне незыблемый и статичный, а на деле представлявший чрезвычайно запутанную картину, в которой права, обязанности, привилегии, формы зависимости и взаимосвязи переплетались самым неожиданным образом, так и средневековые ремесленные корпорации и объединения отличаются редкостным многообразием форм. Каждый средневековый закон допускал множество исключений. Исследователи с полным правом отмечают пестроту и аморфность французских цехов и ремесленных организаций, существование множества других профессиональных, религиозных, благотворительных и прочих объединений и братств, не оставивших о себе такой основательной документации, которой мы обладаем по отношению к цехам - наиболее прочному и значительному виду корпоративной связи средневековья, базирующемуся на регламентации ремесленного труда. Классическое выражение во Франции цеховая система получила в наиболее значительных городах северных земель Французского королевства. В городах южной Франции цеховая система не была развита. Здесь преобладало свободное ремесло, не связанное корпоративными уставами. На севере Франции цехи характерны для таких крупнейших городов, как Париж, Аррас, Вова, Аиьен, Нойон, Лан и др. В небольших городах цеховой строй не получил широкого распространения 4.

В 60-х годах 13 столетия парижским прево Этьеном Буало была впервые произведена подробная запись установившихся к этому времени цеховых порядков. Им были записаны уставы ста ремесленных цехов Парижа; вместе со списками некоторых налогов и привилегий они составили знаменитую "Книгу ремесел", ставшую важнейшим и незаменимым источником в изучении западноевропейского средневекового ремесла. Регистрация ремесел, произведенная Этьеном Буало, не означала установления новых законов ремесленного производства, а была, по сути дела, регистрацией давно сложившихся правил, традиций и обычаев тех или иных ремесел. Порядки, зафиксированные исполнительным парижским прево, много старше 13 столетия 5. В записанных и узаконенных в середине 13 столетия правах и обязанностях ремесленника явственны отголоски старых общинных традиций. При всей системе ремесленной иерархии они проникнуты духом демократичности и старинного стремления к простому и честному равенству. Благодаря сохранившимся записям цеховых статусов парижского ремесла можно составить отчетливое представление о сущности ремесленных организаций, которые, выступая в различных формах и обладая каждая своими особенностями и своими привилегиями, выросли на одних и тех же корпоративных основах, в лоне единой ремесленной среды. Строители, художники, скульпторы и представители других художественных профессий в крупнейших городах северной Франции, как и ремесленники множества других специальностей, ко второй половине 12-13 веку образовали профессиональные корпорации и цехи. Они занимали то же скромное, но твердое положение в обществе и обладали правами и обязанностями, близкими к тем, на основании которых регулировался труд булочников, ткачей, портных, цирюльников или представителей любой другой из более чем трехсот профессий ремесленников, процветающих во Франции в 13 веке.

Книга Тальи и книга ремесел

В "Книге Тальи" 1292 г. названо более трехсот ремесленных профессий, существовавших в это время в Париже. Конечно, в небольших городах в это время не могло быть ни такого количества ремесленников, ни такой широкой специализации ремесла. Из всех профессий, имеющих отношение к архитектуре и искусству, каменщики составляли наиболее многочисленную группу. Естественно, что Книга Тальи называет исключительно тех ремесленников, которые должны были платить налог королевскому прево, не касаясь множества других мастеров, работавших в придворных, монастырских и церковных мастерских города, а также, видимо, входивших в строительную артель, занятую на постройке городского собора. Таким образом, число мастеров, названное в Книге Тальи, как и их соотношение по профессиям, является приблизительным и не отражает полностью всю численность ремесленной среды Парижа.

Статуя церкви из собора в СтрасбургеСтатуя церкви из собора в Страсбурге (ок. 1230 г.) и лист 4 из альбома Виллара де Оннекура.

В "Книгу ремесел" вошли уставы далеко не всех цехов, существовавших в это время в Париже. Если в "Книгу ремесел" Этьена Буало в 1268 г. вошли уставы 100 парижских цехов, то в переписи тальи 1292 г. указывается 350 ремесел. В "Книгу ремесел" не вошли уставы цехов, обладающих автономией и не зависевших от королевского прево, корпораций, не имевших твердой регламентации, а также тех внецеховых групп ремесленников, обычно немногочисленных, которые работали при дворе светских и духовных лиц 6.

Многие ремесла еще не имели к середине 13 века твердо установившихся правил или передавали их в устной традиции и не подверглись письменной регламентации, а запись их уставов затянулась вплоть до 16 столетия. Но регистры цехов строителей, живописцев и скульпторов уже сложилась к этому времени и вошли в "Книгу ремесел" Этьена Буало наравне со статутами портных, шляпников, гранильщиков хрусталя, лучников, пивоваров, красильщиков и других профессий. В цех строителей входили каменщики, каменотесы и резчики камня, штукатуры и цементщина. Резкого различия между сферой деятельности каменотеса и скульптора не существовало; они объединены общим наименованием tailleurs de pierre. На практике это различие также не проводилось: в процессе обучения будущий мастер получал представление обо всех видах каменных работ, возможных на строительстве. Опытные и талантливые мастера нередко успешно совмещали оба рода деятельности. Об этом свидетельствует и такой классический источник для изучения средневекового мастерства, как альбом Виллара де Оннекура, в котором образцы для скульптурных работ перемежаются с архитектурными чертежами и указаниями различных строительных приемов и правил. Многочисленные сохранившиеся письменные документы также подтверждают факт совмещения профессии каменщика-строителя и резчика в одном лице, который сыграл не последнюю роль в создании средневекового синтеза архитектуры и пластики. Скульпторы малых форм распределялись по двум цехам. Самостоятельным уставом обладал цех "резчиков-скульпторов и тех, кто вырезывает в Париже распятия" 7, работавших, видимо, в основном по дереву и кости. Второй цех составляли живописцы и так называемые скульпторы-живописцы, работавшие в самых разнообразных материалах с их последующей раскраской. В 14 веке этот цех продолжает существовать и упоминания о нем встречаются в документах, в то время как цех скульпторов-резчиков, по-видимому, прекратил свое существование. В статуте этого цеха говорится: "Кто хочет, может быть в Париже скульптором-живописцем... и может работать из всякого рода дерева, камня, кости, рога, слоновой кости. и делать всякого рода раскраску хорошо и честно".

В "Книгу ремесел" вошли также уставы цехов живописцев и седельщиков, серебряных дел мастеров и ювелиров, выделывателей четок из кости и рога, из кораллов и раковин, из янтаря, ковровщиков и других цехов мастеров прикладного искусства. Подобное выделение ремесел и их распределение по цехам позволяет нам отчасти судить о том этапе развития, на котором находилось западноевропейское искусство: невыделенность искусства из ремесла, сравнительная нерасчлененность строительного дела, взаимосвязь архитектуры и скульптуры, широкое развитие скульптуры и резьбы по камню, дереву, кости и другим материалам; связи живописи с раскраской статуй, неразличаемость искусства малых и больших форм. Самые ранние образцы станковой живописи во Франции относятся к середине 14 века, хотя в "Книге Тальи" 1292 г. имеются сведения о четырех мастерских живописцев, живших на улице Вертев Поре, и двадцати девяти мастерских художников, живших в других частях города. Если же среди них и были станковые живописцы, то за редкостью и дороговизной ремесла это могли быть только мастера, работавшие в особых условиях, возможно при королевском дворе.

О художниках-миниатюристах и городских ремесленных мастерских иллюстраторов книги первое упоминание сохранилось только в "Книге Тальи" 1292 г. Однако в области книгопроизводства уже к началу 13 в. господствовали не монастырские скриптории, а специальные университетские и городские ремесленные мастерские.

Таким образом, мы имеем твердые и подробные документальные данные о корпорациях строителей, скульпторов и живописцев в Париже 13 века. Уже в самом характере записи ремесленных уставов в "Книге ремесел" Этьена Буало выражено то положение общественного равенства большинства ремесленных профессий и занятий, которое характеризует состояние ремесленного производства в 12-13 веках. Здесь все ремесла равны друг перед другом и ни одно из них не обладает каким-либо особым преимуществом перед лицом закона и королевского прево. Каждый статут начинается одними и теми же словами о том, что "каждый, кто хочет, может быть ремесленником в Париже, лишь бы он работал по обычаям цеха и умел их исполнять", а основное требование, предъявляемое к ремесленникам всех без исключения цехов, - это работать "хорошо и честно".

Цеховая система

Несмотря на множество разнообразных особенностей, отличающих цехи один от другого в их праве, их самостоятельности по отношению к властям, в деталях и мелочах организации, основные формы этой организации и ее сущность были одинаковы для всех ремесленных объединений. Управление жизнью ремесленной корпорации строилось на основе широкой выборности и сменяемости выбранных лиц. Выработанные веками и утвержденные традицией формы организации - общее собрание ремесленников как верховный орган цехового управления, институт избираемых по очереди цеховыми собраниями или назначаемых jures- присяжных и стражей - за небольшими исключениями едины для всех ремесленных цехов. Совершенно аналогична и соблюдаемая в цехах система надзора за производством, а также внутренняя иерархия цеха.

Статуэтка спящегоСтатуэтка спящего (бронза, Северная Франция, 1220-1230 гг.) и лист 23 из альбома Виллара де Оннекура.

Все спорные вопросы, все возникающие внутри цеха конфликты также решались обычно общим собранием ремесленников. Королевский прево, осуществлявший высший контроль за парижскими цехами, на протяжении 13 века редко вмешивался во внутренние дела цехов, а при записи статутов парижских цехов, произведенной Этьеном Буало, руководствовался указаниями и отчетами ремесленников, специально уполномоченных для этой цели цеховыми собраниями 8. При возникновении споров в вопросах производства цеховое собрание обычно выделяло комиссию, состоящую из компетентных лиц. Объединения каменщиков и строителей дают яркий пример этого обычая, так как в силу своей сложной, разветвленной и все более специализирующейся профессии, а также важности доверенной им работы они были вынуждены особенно часто прибегать к созыву профессиональных комиссий по различным спорным вопросам строительства готических храмов, а также замков и крепостей.

 

В окончательно сформировавшейся цеховой системе мастер-ремесленник любой специальности должен был обязательно пройти две ступени ученичества - от положения ученика перейти к положению подмастерья и лишь от него - к статуту полноправного мастера. Однако было бы преувеличением утверждать существование этой обязательной иерархии во французских цехах 13 века. Еще в конце 13 века в Париже, как свидетельствует перепись тальи 1292 года, институт подмастерьев во Франции не сложился окончательно и подмастерья были редки. Так как твердой, раз и навсегда проведенной границы между положением подмастерья и мастера в это время не существовало, мастера и подмастерья принимали равное участие в общих цеховых собраниях в 12-13 вв. В некоторых цехах статуты прямо указывали, что подмастерья имеют равное право голоса с мастерами и равное право быть избранными. В некоторых цехах подмастерья имели собственных присяжных. Вывали также случаи, когда присяжные мастеров выбирали присяжных подмастерьев, а присяжные подмастерьев - присяжных мастеров. Так обстояло дело, например, в цехе сукновалов. Но прохождение ученичества было обязательным и строго регламентировалось. В цехе строителей ученичество продолжалось шесть лет, как и в цехах поясников и лучников, а в цехе скульпторов - восемь лет за плату или десять лет бесплатно. Самый большой срок обучения - десять лет был принят также в цехах ювелиров, проволочников, серебряных дел мастеров, изготовителей четок из черного янтаря 9.

Плата за обучение, договор об ученичестве, совершаемый в присутствии свидетелей, условия его расторжения и клятва ученика "на святых", что он будет "выполнять обычаи и кутюмы цеха хорошо и добросовестно" 10, как говорится в уставе каменщиков, также обычны для большинства цехов. Количество подмастерьев для каждой мастерской, как правило, не ограничивалось. Во многих цехах подмастерья и молодые, только что прошедшие ученичество мастера предпочитали странствующую жизнь оседлой и, как говорится в одном из королевских постановлений, относящемся, правда, уже к началу 15 века, но узаконивающем старый обычай: "множество подмастерьев и мастеров названного ремесла из разных стран и народов приезжали и переезжали из города в город, чтобы работать, учиться, узнавать, видеть и знакомиться друг с другом до тех пор, пока некоторые из них не оседали и не заводили семью" 11.

Будучи в 13 столетии одним из самых крупных и развитых европейских городов, Париж привлекал к себе не меньшее число ремесленников из разных концов Европы, чем студентов и школяров, жаждавших слушать парижских профессоров и учиться в Парижском университете. "Ничто не может сравниться с Париже м, - писал поэт 14 столетия Эсгаш Дешан, - Париж - цвет всех искусств и ремесел", "его населяют благородные люди, купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры" и "все работы исполняются здесь на совесть". "Париж любят и будут любить приезжие, потому что нельзя найти другой город, где можно было бы так веселиться и радоваться: ничто не может сравниться с Парижем" 12. Число ремесленников разных профессий было так велико, что они занимали отдельные улицы, названные по профессиям живших здесь мастеров; многие из этих наименований сохранились по сей день. Таковы улица суконщиков и улица скорняков в парижском Ситэ, улица седельщиков, улица золотых и серебряных дел мастеров, улица железных дел мастеров в парижском Алль, улица токарей-резчиков, улица пятновыводчиков в парижских кварталах Сен Мартен и Сен Мерри. Пергаментщики и миниатюристы селились по улице Эрембур де Вриль, улицы переписчиков, миниатюристов располагались на левом берегу Сены. Около ворот Сев-Дени находился целый квартал, где жили художники и ремесленники, занимающиеся художественными ремеслами, так называемый Porte aux Peintres 13.

Парижские готические мастера

Большинство парижских цехов не лишало приехавшего в Париж подмастерья или молодого мастера возможности работать по своей специальности. "Если какой-нибудь чужак-подмастерье, говорится в одном из статутов, - приедет в Париж для работы в этом цехе, он должен поклясться перед присяжными, охраняющими цех, что будет выполнять ремесло хорошо и честно ... " 14. Те же требования к подмастерью предъявляются и в других цехах. В статуте изготовителей кожаных футляров и ножен говорится: "Если случится, что какой-нибудь подмастерье, который выучился своему мастерству вне Парижа, пришел в Париж и захотел начать свое ремесло в Париже, он может делать это беспрепятственно, но он должен выполнять обычаи и кутюмы этого ремесла" 15.

От вновь прибывшего подмастерья в большинстве цехов требовалась только клятва в том, что он прошел положенный срок ученичества, ибо, как говорится в уставе цеха резчиков-скульпторов, "человек не может обучать другого этому ремеслу, если он обучался у мастера меньше указанного срока" 16. "Мастера этого цеха, - говорится далее в статуте скульпторов, - могут иметь столько подмастерьев и работников, сколько им нравится; но они не могут и не должны никого брать на работу в качестве работников или подмастерьев, пока те не поклялись на святых, что они обучались у мастера и исполняли свою службу хорошо и честно до тех пор, пока мастер их не освободит". Парижские ремесленные статуты того времени, когда достаточно было "поклясться на святых", чтобы быть принятым на работу, показывают, что цехи строителей, скульпторов и живописцев занимали равное положение среди других цехов и не выделялись особенным к ним отношением. Испытание подмастерьев и исполнение ими "шедевра" перед вступлением в мастера, которое в 13 веке практиковалось только у портных, выделывателей кошельков, выделывателей шелка, хирургов, цирюльников и пирожников, В 14 веке становится обычным и для живописцев и скульпторов. Естественно, что если для пирожника "шедевр" заключался в выпечке тысячи пирожков 17, то живописец должен был представить в качестве шедевра картину, а скульптор - статую определенного размера 18, выполненную "mieulx qu'il pourra".

Литература:

  • 1 Marsilii de Padna Defensor Pacis, 1, 4, 3-4. Fontes juris germanici antiqui, Hrsg. von R. Scholt. Hannover, 1932.
  • 2 Маркс К. Письмо к П. В. Анненкову.- Маркс К., Энгельс Ф: Избр. соч. в 2-х т., т. 2, с. 424.
  • 3 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., т. 3, с. 23.
  • 4 См.: Люблинская А. Д. Франция в XI-XV вв.- В кн.: История средних веков. Т. 1. М., 1966, с. 271-272; Левицкий л. А. Возникновение и рост средневековых городов.- Там же, с. 242.
  • 5 См.: Люблинская А. Д. Предисловие к "Книге ремесел".- В кн.: Средние века. Вып, Х, М., 1957, с. 306.
  • 6 См.: Грацианепий Н. П. Указ. соч., с. 192.
  • 7 Depping G. р. 155-157.
  • 8 Depping G., LV, LXXXVI.
  • 9 Книга ремесел. Статуты: XLVII, 2; LXXXVII, 4; LXXIX, 9; LXI, 2; ХХХ, 13; XXIV, 1; XI, 5; XXIX,2.
  • 10 Регистры ремесел.- В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 350.
  • 11 Fagniez G. Documents relatifs а l'histoire de l'industrie. Vol. 2. Paris, 1900, р. 213; Ordonnances des rois de France, XI, 60, 1420. Les lettres patentes de Charles УI modifiant les anciennes ordonnances des cordonniers de Troyes. In: Fagniez G. Documents. Vol. 2, р. 278.
  • 12 Цит. по: Lagarde А., Michard L. Moyen Age, les grands auteurs fran9ais. 1. Paris, 1964, р. 202.
  • 13 Geraud Н. Ор. cit., р. 181-348). См. также приводимую французскую средневековую поэму "Les rues de Paris en vers" (Ibid., р. 567-579).
  • 14 Книга ремесел. Статут ХХII.- В кн.: Средние века. Вып. Х, с. 332.
  • 15 Книга ремесел. Статут ХV.- В КН.: Средние века. Вып. XI, с. 179.
  • 16 Там же, с. 175.
  • 17 Depping G. Ор. cit., р. 350.
  • 18 Thierry А. Commune d'Amiens. Т. 2, р. 6, art. 5.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...