Архитектура японских буддийских храмов

Автор: 24 сентября 2012 в 09:21 в рубрике
Страница 3 из 3. Список глав

Архитектурный стиль.

Центральной и главной постройкой храмового комплекса был главный зал поклонений, где обычно размещалась большая статуя Будды. В соответствии с принципами архитектуры Тан зал поклонения, главная дорога и главные ворота были выровнены по центральной линии.

Центральная линия храмового комплексаЦентральная (осевая) линия храмового комплекса показана желтым

Главная дорога начиналась от ворот и заканчивалась порогом центрального храма. Симметричное расположение зданий вдоль дороги должны были усиливать образы космического порядка.

Для того, чтобы усилить впечатление в интерьере храма, был разработан особый архитектурный стиль.

Архитектурно-конструктивный принцип японского буддийского храма очень легко рассмотреть на примере колокольни Тодай-дзи Соро. Здесь мы видим опорные колонны, на колоннах стропила, на стропилах крыша, а на крыше специфическая отделка. Вся постройка держалась на этих четырех взаимосвязанных элементах: база колонн, наклонная крыша, черезстрочные перекладины, отделка кровли. Все четыре элемента архитектуры математически зависят друг от друга. Если было необходимо внести структурные изменения в целостность какой-то одной части, то другие части требовали математического пересчета. Так строительство буддийского храма было не только искусством, но одновременно и ритуальной и архитектурной деятельностью.

Тодай-дзи Соро. Традиционный японский архитектурный стиль.Тодай-дзи Соро как иллюстрация традиционной конструкции храмов династии Тан

Интерьер здания обычно состоит из одного большого помещения в центре, от которого иногда отходят другие менее важные пространства, например, коридоры.

Внутренний интерьер разграничивает ряд колонн вдоль всего прямоугольного периметра. Эта жесткая геометрическая форма служит как бы определением божественного, потому что человек, находясь в этом прямоугольнике, был лицом к лицу с самим Буддой, его физическим присутствием. Кроме того форма прямоугольника была символом конфуцианского космического порядка, символом устойчивости.

Статуя Большого Будды в храме ТодайдзиСтатуя Большого Будды в храме Тодайдзи. На фотографиях хорошо видны опорные колонны внутри главного храма.

Колонны чаще всего были единственной несущей конструкцией. Стены же делали тонкими как бумага (часто буквально), и несли они более функцию ширмы. Они могли свободно перемещаться и сдвигаться.

Для того, чтобы сохранить геометрический баланс с окружающей природой, была придумана "параметрическая" крыша с фигурными скатами, сильно напоминающими кривые Безье, и декоративным карнизом. Крутой угол ската начинается в самой верхней части крыши, но сужается с более пологим наклоном к карнизу. Такой легко текучий ритм кровли хорошо гармонирует с задним планом пейзажа гор, лесов.

Черезстрочные перекладины были в свое время инновационным приемом поддержания скатов кровли и своего рода концепцией дизайна интерьера храма, призванного некоторым образом влиять на сознание верующего своей грандиозностью. Оригинальная задача заключалась в зрительном увеличении остроты верхних ярусов внутри помещения. А чисто конструктивная задача заключалась в поддержании кровли без устройства дополнительных рядов опорных колонн. Специальная укладка обрешетки и стропил позволяли увеличить площадь опорной поверхности. Так в свое время для Восточной Азии изобретение технологии черезстрочных опор кровли было таким же достижением, как и контрфорсы в европейских готических соборах.

Черезстрочные перекладиныЧерезстрочные перекладины

Крыша является наиболее впечатляющим компонентом в японской архитектуре. Часто она занимает половину размера всего здания. Криволинейные декоративные карнизы далеко выходят за границы стен, так что образуют своего рода крытые веранды. Они всегда отбрасывают тень, потому в интерьере всегда царит характерный полумрак, вносящий свой вклад в атмосферу храма.

В качестве украшения кровли использовалась в основном глиняная черепица. Ее прямое назначение было перенаправлять потоки воды во время дождя и предотвращать эрозию. Черепичные ряды выстраивались волнообразно, а на больших крышах чередуются с контурами деревянных досок. Ну и в отличие от своих китайских соседей, японцы редко когда использовали декоративные элементы (фигуры драконов, например) и черепицу не красили. Они отдавали предпочтение естественной простоте.

Искусство планировки храмовых комплексов в Японии развивалось на протяжении нескольких веков. Оригинальная композиция планировки эпохи Тан с ее симметрией и центральной осью постепенно были заменены на асимметричный дизайн с большим вниманием к естественному ландшафту. Этому в большей степени способствовали буддийские секты Дзен и Сингон, чьи доктрины получили в Японии наибольшее распространение. Тем не менее сама архитектура храмов не претерпела изменений вплоть до наших дней.

Все изменилось, когда в 19 веке пошатнулись строгие устои самураев и феодального японского общества в целом. Желая подчеркнуть божественно происхождение императорской семьи, культ синто вновь набирал силу и был полностью отделен от буддизма. Соответственно разделили синтоистские и буддийские центры. Темпы разрушения тысячелетней культуры ускорились в годы войны, когда ультра-националистические группы выдвинули мнение, что деревянные постройки имеют свойство гореть во время бомбежек, а потому должны быть демонтированы.

О своей национальной культуре японцы вспомнили только к 1972 году, но к тому времени 40 тысяч деревянных храмов были уже стерты с лица земли. В 1990 году японская храмовая архитектура была признана всемирным наследием на очередном заседании ООН.

Тэг:
Комментарии (1)
Александр 14 января 2017 в 11:09
Японцы много потеряли ,разрушив шедевры! Но,они имеют удивительную способность самовостанавливаться!
Написать комментарий...