Архитектура японских буддийских храмов

Автор: 24 сентября 2012 в 09:21 в рубрике
Страница 2 из 3. Список глав

Планировка и материалы.

Основными показателями храмовой архитектуры эпохи Тан были не столько само здание, сколько степень элегантности и естественного гармоничного баланса с окружающей средой. Этот принцип единства всего сущего был взят из даосских и конфуцианских доктрин и привнесен в буддийское учение: от даосизма философия космического равновесия и баланса сил в природе ("Инь-Янь", "Фен-Шуй"); от конфуцианства философия социального порядка, согласно которому все действия подчинены определенной иерархии.

По даосским стандартам храмовые комплексы должны быть вписаны в природные ландшафты, располагаться на вершинах гор, рядом с водопадами и реками. Тем не менее следует отметить, что расположение храма на вершине горы служило в Японии еще и стратегическим оборонительным средством, потому часто храмы представляют собой настоящие крепости.

По конфуцианским стандартам храмы должны строиться в соответствии со строгими принципами симметрии и обязательной центральной осью. Симметрия должна привести в согласие все постройки в визуальный баланс. Центральная ось служит для сквозной видимости всего внутреннего пространства от входных ворот. В идеале паломник, стоящий на пороге главных ворот должен был видеть главную статую золотого будды в центральном храме. Кроме того учитывалось много других факторов, но в целом они предполагали повторение космического порядка и служили целью психологически подготовить человека, вступающего в храм.

Модульная сетка, иллюстрирующая принцип симметричности планировки храмового комплексаМодульная сетка, иллюстрирующая принцип симметричности планировки храмового комплекса

Существуют даже определенные модульные сетки, согласно которым делалась планировка второстепенных и хозяйственных помещений, внутренних дорожек, разбивка садов.

В отличие от своих материковых соседей, которые строили храмы из камня, японцы использовали почти исключительно древесину. Благо Япония никогда не жаловалась на нехватку леса, потому в стране процветали деревообрабатывающие ремесла, а высоко квалифицированных мастеров-плотников было в огромном количестве. Плотник и художник в то время высоко почитались, что нашло отражение во множестве письменных источников. К примеру знаменитый самурай Миямото Мусаси в Книге Пяти Колец говорит, что "владеющий кистью - владеет и мечем".

Кроме того дерево все же живой организм, и получилось так, что оно при строительстве олицетворяло жизнь. Камень же, несмотря на свою прочность, в Японии не ценился. Его обработка занимала много времени, транспортировать было дорого, и кроме того самураи по преимуществу захватили и монополизировали все каменоломни и использовали камень только для строительства укреплений.

Другой японской особенностью было строительство храмов на поднятых на сваях платформах. В связи с сырым и жарким климатом эти сваи предоставляли возможность хорошей вентиляции вдоль всего фундамента. Так влага не наносила особого ущерба всей конструкции.

Третья особенность - консерватизм декора, убранства, отделки. Китайские буддийские храмы чаще всего богато украшались как снаружи, так и внутри, использовали для покраски яркие цвета и драгоценные материалы и часто древесину ценных пород. В Японии все это не ценилось, а народ в целом привык к более аскетичной жизни, где нет ничего лишнего. Не ценилось высоко даже золото, поэтому крайне редко можно встретить украшения из золота или драгоценных камней. Чаще всего все украшения делались из дерева или не использовались вовсе.

И еще одна особенность японской храмовой архитектуры перекочевала от синто в виде особых арок, торий.

ТориТори

Так японское искусство синтезировало в одном и согласовало буддийские, синтоистские, даосские и конфуцианские принципы. Такой макет - японская буддийская храмовая архитектура - стал преобладающим.

Сад камней в монастыре НанзендзиСад камней в монастыре Нанзендзи

Кроме того в Японии мы повсеместно встречаем в храмах "Сады камней", тогда как это никогда не было частью оригинальной архитектуры Тан. Такой принцип озеленения и структурирования ландшафта пришел в Японию вместе с дзен-буддизмом в 13 веке. Он полностью изменил симметрию строительства и сместил баланс в сторону естественной простоты и эстетики. Возможно мы в одной из следующих статей постараемся рассказать и об этом классическом искусстве, так что следите за обновлениями сайта.

И в следующей главе мы расскажем, что же такое буддийская храмовая архитектура изнутри и рассмотрим как сложился архитектурный стиль.

Тэг:
Комментарии (1)
Александр 14 января 2017 в 11:09
Японцы много потеряли ,разрушив шедевры! Но,они имеют удивительную способность самовостанавливаться!
Написать комментарий...