Майсурская и Танджурская живопись.

Автор: 02 июня 2011 в 13:08 в рубрике
Страница 2 из 2. Список глав

В сознании индийцев прочно коренится идея о существовании взаимосвязи между людьми и божественным творцом. Долгие века эта связь крепла благодаря обширному письменному наследию, сохраняющемуся в виде священных ведийских текстов, эпических поэм и пуран, а также народных баллад и исторических хроник, и находила отражение в мифах, легендах и забавных историях. Жанр устного повествования существовал в Индии с древнейших времен. Истории этического и нравоучительного содержания вместе с рассказами о божественных подвигах и чудесах воплощались в произведениях изобразительного искусства и становились средствами утешения и наставления.

Индийское искусство отличается тремя основными особенностями: сакральностью , универсализмом и всепронизывающим символизмом. Оно позволяет дать божественное обоснование любой человеческой деятельности.

vvedenie-1

Выраженное с помощью высоко эстетических художественных средств и вдохновляемое религиозной традицией устного и письменного наследия, искусство помогало людям счастливо жить в материальном мире. Поскольку весь видимый мир во всей его красе, упорядоченности и благости воспринимался как творение бога, люди воздавали должное божествам, создавая произведения, преисполненные божественной красоты, величия и мощи, тем самым благодаря богов и взывая к ним о помощи. Таким образом, индийское искусство чутко отражало все возрастающее познание человеком всеобъемлющей реальности бытия. Стилистическое развитие и совершенствование искусства, его традиции и технические приемы способствовали постоянному обогащению и расширению сферы познаваемого.

Эмоциональная чуткость художника и скульптора также стала отражением коллективного опыта общества. Движение бхакти (служения божеству), воспринимавшееся как богоугодное деяние, разнообразными путями воспитывало в людях идею единства духовного опыта, тем самым формируя нравственный облик всей нации.

Как и во прочих изящных искусствах, в индийской живописи в качестве жизненной силы сохранялось духовное единство, синтезирующее этику, эстетику и реальность бытия. На стенах храмов, на картинах, висящих в величественных особняках, в скромных жилищах - повсюду индийские художники демонстрировали своими творениями величие и спокойствие метафизического или духовного опыта прошлых поколений. Само искусство определялось запросами простых верующих и богатых покровителей и отвечало чаяниям народа. Охваченные общим вдохновением, музыканты, поэты и художники создавали произведения искусства, а ремесленники привносили в них свое мастерство, сообразно своим вкусам, способностям и желаниям.

Такой композитор, как святой Тьягараджа (1767-1847), телугу по происхождению, родом из долины реки Кавери района Танджавур (Танджур) в Тамилнаде, стремился воплотить свой жизненный опыт в музыке, прибегая для этого к беседам со своим личным богом - Рамой. Так музыкальные сочинения Тьягараджа, вобравшие духовные традиции родного края, обессмертили его имя. Художники танджурской школы несомненно вдохновлялись его примером, продолжая самостоятельно разрабатывать обычную для них тему служения божествам. Движение бхакти в Индии было прежде всего народным движением, потому что его влияния проявлялись в литературе на местных языках в разных районах Индии. Это движение, в сущности, вело к гуманизации ритуальной религии. Основу для этого в Южной Индии заложили еще в 5-х веках своими обильными и содержательными проповедями первые шиваитские и вишнуитские святые. Рассуждения таких мудрецов, как Шанкара, Рамануджа и Мадхва, и глубоко лирические сочинения Джаядевы и Чайтаньи в Восточной Индии, Джнянешвара, Намдева и Миры на западном побережье, Тулсидаса и Кабира в Северной Индии донесли эти идеи до самых широких слоев населения.

vvedenie-2

В Тамилнаде, Карнатаке и Андхра-Прадеше с первых веков нашей эры имелись в самых разных формах предпосылки для создания и приложения подобного искусства, результатом чего явилось образование единого "художественного фонда", из которого раньше всего обособилась живопись. Ее подъем и наивысший расцвет приходятся на период династий Паллавов - Чалукьев и Чолов - Пандьев, когда их империи занимали большую часть Южного Индостана. Это наследие досталось государству Виджаянагар (1336-1565), превратившемуся в главного покровителя средневековых искусств. Если говорить о живописи, то ее образцы можно видеть в храмовых и прочих сооружениях в Анегунди, Хампи, Канчи, Тадпатри, Калахасти, Тирупати, Тируваннамалаи, Чидамбараме, Тируваруре, Кумбаконаме, Шрирангаме, Мадурае, Лепакши и многих других местах. Время их создания приходится на конец существования Виджаянагара и сменивших его государств Найяков. Из этого огромного художественного наследия в двух областях, где начиная с 18 века наблюдался особый культурный расцвет, выделились два направления: танджурская школа (при маратхах) и майсурская школа (при династии Водеяров ), получившие распространение на территориях нынешних Тамилнада и Карнатаки.

Еще в 17 веке цари-найяки приглашали из Андхра-Прадеша и Карнатаки живописцев из таких семей, как Наюду и Раджу, владевших схожей техникой и равным мастерством. Многие из их потомков, усвоив местный язык и культуру, и по сей день живут в Тамилнаде. Стиль позднего Виджаянагара и найякских государств отличается повышенной орнаментальностью и декоративностью, что позволяет сравнивать его с европейским рококо. Этот стиль был заимствован из искусства династий Какатиев и Хойсалов в Южной Индии. Прекрасным образцом миниатюрной живописи Тамилнада конца существования найякских государств может служить картина на сюжет из "Рамаяны", хранящейся в библиотеке Сарасвати Махал в Танджавуре. Впоследствии из произведений с подобными сюжетами развился род живописи на дереве, слюде и слоновой кости. В ней с особой силой и проявилось мастерство художников танджурской школы.

Следующая статья будет на тему "Введение в южноиндийскую живопись Танджура и Майсура"

Напоминаем, что копирование статьи или ее частей на другие ресурсы запрещено без непосредственного разрешения администрации сайта zen-designer.ru.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...