Энергосберегающие лампы в художественных работах

Автор: 25 февраля 2011 в 05:18 в рубрике

Энергосберегающие лампы носят такое название не очень давно. Раньше их называли "люминисцентные лампы", хотя в чем разница между ними не совсем понятно. Однако речь пойдет не об энергосберегающих лампах, а об их применении в качестве подсветки в художественных работах - росписи и живописи, там, где необходима работа с цветом.

В начале пара слов о том, что такое энергосберегающая (люминисцентная) лампа. По сути - это газонаполненная люминисцентная трубка, или, как ее иногда называют, газосветовая трубка.

Энергосберегающие люминисцентные лампы делаются из прозрачного стекла и наполняются газом с дозированным количеством ртути. Для получения свечения перед наполнением трубки газам в нее закачивают люминофор, который осаждается на внутренней части стеклянной трубки. Кстати, от введенного в трубку газа и состава люминофора зависит оттенок света, который дает люминисцентная лампа.

Световой коэффициент полезного действия люминисцентных ламп очень высок, поэтому они весьма экономичны и поэтому их и называют энергосберегающие лампы.


Цвет и энергосберегающие лампы.

Не секрет, что художники в темное время суток пишут картины и делают роспись при искусственном освещении. Тут есть свои подводные камни. Естественный дневной свет несет в себе весь спектр цветов, весь диапазон видимого глазом цвета. Искусственное же освещение - лампа накаливания или энергосберегающая люмиинисцентная лампа - работает только в очень узком диапазоне световых волн и ее свет имеет интенсивный оттенок. У лампы накаливания цветовой спектр смещен в область красно-желтого, энергосберегающие же лампы выпускаются с разной температурой цвета, однако всегда в узком диапазоне.

Еще 20 лет назад выпускались люминисцентные лампы только одного оттенка - сине-зеленого. В наше время энергосберегающие лампы выпускаются от красного до синего оттенков цвета.

Что же такого критичного может быть в освещении лампами накаливания и люминисцентными лампами при работе с цветом?

Дело в том, что если подсвечивать многоцветную картинку светом какого-либо одного оттенка, то этот оттенок на картинке будет казаться немного ярче, чем остальные. Красно-желтый оттенок лампы накаливания выявит в работе оттенки красного и желтого и пригасит синие и зеленые. Напротив, старые люминисцентные лампы дневного света, имеющие зеленоватый оттенок, выявят в работе холодные тона в ущерб теплым. Если вы пишите, например, портрет, используя только энергосберегающую лампу холодного оттенка (6200К например), то есть опасность, что телесный цвет (цвет лица) окажется неестественно красным, когда мы посмотрим на работу при естественном свете дня. Если же писать портрет только под лампой накаливания, то лицо на портрете может быть неестественно бледным.

Еще я заметил, что современные энергосберегающие лампы способны выявлять даже по два противоположных оттенка сразу. Купив холодную энергосберегающую лампу холодного света (6200К), было замечено, что она "зажгла" не только сине-зеленые оттенки своего спектра, но и контрастные им - красный и пурпурный. Моя кожа стала выглядеть краснее, чем при естественном свете.

Вот такие подводные камни существуют, если энергосберегающие лампы использовать для освещения при художественных работах. Так что же, их использовать нельзя? Вообще-то лучше ими вовсе не пользоватья, но если уж сильно надо, то их нужно как минимум две, а лучше три. Хорошие результаты получаются, если используется обычная лампа накаливания в паре с люминисцентной лампой холодного оттенка. Так цветовой баланс заметно уравнивается. Но лампы нужно по теплохолодности подбирать.

А подобрать энергосберегающие лампы можно по значению цветовой температуры. Чем меньше это значение, тем оттенок света краснее, а чем выше, тем синее. Лампа накаливания имеет температуру около 2300К - ближе к красному, а значение 7500К - однозначно синий оттенок, который может быть только у энергосберегающей люминисцентной лампы.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...