Перспектива. Все о перспективе.
Перспектива воздушная
Перспектива воздушная - раздел перспективы, рассматривающий видимое зрителем ощущение предметов в отношении силы света и теней, цвета и изменяемости окраски в зависимости от расстояния данных предметов от зрителя, влияния отраженных лучей и прочее.
Если в отверстие непрозрачной пластинки М проходят лучи от двух источников света L1 и L2 и падают на непрозрачный экран N, то часть а экрана освещена наиболее интенсивно, так как на нее падают лучи от двух источников света, часть b находится в полной падающей от пластинки тени, а части с и с' находятся в полутени.
Невозможно дать исчерпывающие теоретические правила построения полутеней и теней. Художник должен во многом руководствоваться собственными наблюдениями натуры. Укажем лишь основные положения и правила и проиллюстрируем их рисунками.
- 1. Собственные тени слабее падающих теней.
- 2. Тени у низа предмета слабее, чем у верха, так как рефлексы от земли более сильны снизу.
- 3. Падающая тень от близко расположенного предмета интенсивнее, чем от предмета, расположенного дальше.
- 4. Чем дальше от зрителя предмет, тем сильнее ослабляется действие света благодаря слою воздуха и уменьшению силы света - она уменьшается обратно пропорционально квадратам расстояний от предмета до источника света. Освещение предмета наиболее яркое на первом плане, на втором слабее.
- 5. Два тона, помещенные рядом, усиливают друг друга (пограничный контраст). Передняя грань куба кажется наиболее светлой у ребра грани, находящейся в тени, а тень этой грани наиболее насыщенной у этого же ребра.