Жюль Шире, рождение современного плаката

Автор: 24 декабря 2014 в 08:10 в рубрике

Жюль Шире по праву считается "отцом" современного плаката. Родился в 1836 году, литографией начал заниматься с 13 лет, а в 16 брал уроки в Национальной школе искусства в Париже. Первые черно-белые плакаты сделал в 1855, а с 1859 по 1866 годы учился цветной литографии в Лондоне.

Жюль Шире, Folies-Bergère: La Loie FullerЖюль Шире, Folies-Bergère: La Loie Fuller, 1897, литография

Литография в середине 19 века имела дурную славу среди художников, и только благодаря Шире в 1890-х годах литография была возрождена и произвела настоящую "цветную" революцию в печатном деле. Без литографии и Жюля Шире искусство плаката в том виде, в каком мы его знаем, просто бы не существовало.

За свою долгую карьеру Шире произвел более 1000 оттисков, самые известные из которых предназначались для знаменитого кабаре Мулен Руж в Париже, в том числе рекламные плакаты для открытия кабаре в 1889 году. В 1893 году Шире сделал рекламу для дебюта американского танцора Лойе Фуллер в Фоли-Бержер. Репертуар Фуллера состоял из четырех танцев: танец змеи, фиолетовый танец, танец бабочек и белый танец. Для каждого танца делалась отдельная реклама, каждая из которых по праву считается шедевром Шире благодаря прекрасному отражению настроения прозрачных, легких и стремительно закручивающихся движений Фуллера.

Жюль Шире, искусство плаката

Шире изготавливал плакаты в самых разнообразных контекстах - для издателей, модисток, развлекательных заведений, рекламы - художник создавал произведения искусства, используя крайне ограниченный набор изобразительных средств. При этом в его плакатах неизменно присутствует женщина - красавица, блондинка, молодая женщина с ярко накрашенными губами, ассоциируемая с рекламируемым продуктом. Рассматривая сегодня плакаты Шире, поражаешься приторно сентиментальным чувствам, подростковой слащавостью и наивностью, однако эти плакаты несут ощущение энергии и присутствия зрителя в композиции.

Без профессионального увлечения Шире искусством плаката мы никогда не узнали бы другого художника, Пьера Боннара, а без Боннара, возможно, не было бы и шедевров Анри де Тулуз-Лотрека. Это при том, что Лотреком в период с 1891 по 1901 годов произведено около 30 работ, которые являются самыми яркими произведениями искусства плаката и в которых намного больше человеческого, чем в работах Шире.

Анри де Тулуз-ЛотрекАнри де Тулуз-Лотрек, плоская кисть, литография: слева - Джейн Авриль в Жарден де Пари, 1893; справа - Пассажиры 54-го - круиз, 1896

Для творчества Шире в целом характерен технический блеск, яркий цвет и формальное красноречие; женщины в его произведениях остаются просто фигурами, отражающими поверхностный смысл. Шире так никогда и не смог отойти от использования женского образа, а если сравнивать произведения Шире с работами Тулуз-Лотрека, то у последнего мы видим настоящее человеческое понимание. Например, рекламный плакат к выставке "Салон дес Сен" (1896) Тулуз-Лотрека частично показывает нам объект вожделений автора. Женщина нарисована с натуры, она не является ни особенно привлекательной, ни молодой; она сидит совершенно прозаически в безмятежной задумчивости, не обращая никакого внимания на Тулуз-Лотрека. Художник, будучи калекой, мучим тоской из-за невозможности подойти к ней. Мы видим самоироничную недосказанность, своеобразное восприятие красоты, ностальгию по упущенным, безвозвратно утерянным возможностям.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...