Лакировка масляной живописи

Автор: 08 апреля 2016 в 06:51 в рубрике

Обычно масляную живопись на холсте, оргалите или картоне покрывают специальными лаками, которые можно приобрести в магазинах товаров для художников. Такие лаки отличаются особой прозрачностью, чистотой. Они эластичны и не желтят картины. В качестве примера приведем даммарный лак. На этикетке написано, что данный даммарный лак "предназначен для разведения художественных масляных красок и покрытия законченных произведений живописи".

Даммарный лак для покрытия масляной живописи

Однако не все так просто и одного лишь лака для покрытия им законченных произведений живописи недостаточно, потому что по технологическим правилам масляную живопись покрывать лаком все же не рекомендуется. Лак может глубоко проникнуть в краску, особенно свежую, "склеить" ее, из-за чего краска потеряет эластичность. Так же лак не должен просочиться в волокна холста и закрепиться в них. Поэтому, прежде чем покрыть масляную живопись лаком, необходима определенная подготовка.

Подготовка написанной маслом картины состоит из двух этапов: очистки и покрытия специальным составом.

Очистка масляной живописи

Очищают картину, если она не сильно загрязнена, обычной мыльной водой. Можно воспользоваться даже современными средствами для мытья посуды или рук. Такие средства по определению представляют собой жидкий концентрат мыла и, также по определению не должны содержать химии, способной войти в реакцию с красочным слоем.

Если красочный слой загрязнен сильно, можно сначала протереть его уксусом или водкой, затем вымыть мылом. Но мыло также не забываем смыть.

Только не нужно лить на холст воду. Достаточно несколько раз тщательно протереть красочный слой мягкой тряпкой, увлажненной мыльной водой, а потом просто влажной тряпкой.

Покрытие специальным составом

Покрытие специальным составом с пропиткой им наружной корки масляной краски осуществляется при помощи яичного белка и водки. Яичный белок размешивается с несколькими ложками водки до тех пор, пока жидкость не превратится в пену. В таком виде смесь оставляют на несколько часов, после чего сливают образовавшуюся под пеной светлую жидкость. Этой жидкостью равномерно намазывают красочный слой картины при помощи губки в несколько слоев, каждый слой просушивая.

После пропитки картину оставляют висеть на стене полгода (но не менее 4-х месяцев). И только после этого красочный слой можно промыть теплой водой, очистить от белка и навести лак один или два раза.

Такая последовательность операций надолго и надежно сохранит вашу масляную живопись.

От себя

Когда мы учились, то обычно писали учебные постановки на "тройнике" - смеси примерно равных частей скипидара, масла и лака. При этом никто особо не заботился о качестве компонентов "тройника", лишь бы они были дешевы. Так вместо рекомендуемого для масляной живописи льняного масла мы брали обычное подсолнечное, а вместо специального лака - самый дешевый паркетный.

Я пишу это к тому, что бы вы не пользовались подобным суррогатным тройником для живописи на заказ или на продажу. Оно потом дороже обойдется. По истечении довольно непродолжительного срока поверхность краски пойдет пятнами вследствие неравномерного просыхания масла, смешанного с лаком. Краска местами помутнеет, местами будет отблескивать - не особо приятный визуальный эффект. Восстановить нормальный вид красочного слоя можно, покрыв его лаком. Однако в любом случае лучше соблюсти технологию и писать маслом на чистом разбавителе, например скипидаре. И только после полного застывания масляной краски, примерно спустя полгода, покрыть холст лаком, придав живописи нормальный товарный вид.

Тэг: Изобразительное искусство
Комментарии (1)
Егор 31 декабря 2018 в 18:13
Статья более чем полностью освещает проблему. Отлично написано!!! Для живописи все актуально. В случае с пирографией, достаточно пользоваться хорошим Яхтным Лаком. Он не придает эффект желтизны дереву и выигрышно выделяет структуру дерева (если конечно вы выжигаете не на фанерных дощечках)... В остальном, все вышеуказанные рекомендации поддерживаю обеими руками. Браво!
Написать комментарий...