Что есть грунт

Автор: 21 октября 2016 в 07:20 в рубрике

Грунтов под роспись существует несколько разновидностей, но я пользовалась всего двумя - левкасным и акрилатным.

Левкасный и акрилатный грунт

Левкасный грунт используется преимущественно для икон и иных работ на относительно плоских деревянных поверхностях, и только там, где требуется соблюдение технологии. Подробнее о левкасном грунте читайте в статье об иконописи, где среди всего прочего рассказывается, как приготовить левкасный грунт своими руками в домашних условиях. Акрилатный грунт я использовала только покупной, в банках, и предназначен он для подготовки стен или холста под роспись масляными или акриловыми красками.

Как наносится грунтовка на дерево

На очень качественных заготовках из дерева, имеющих гладкую и хорошо зашкуренную поверхность, можно использовать одну лишь проклейку. О проклейке и отличии проклейки от грунта мы подробно говорили в статье "Проклейка и грунтование". Если есть желание слегка выбелить дерево, в клей можно добавить немного белил. Точных пропорций не скажем, потому что клеевой раствор обычно приготавливается на глаз. Нужно пробовать и смотреть, что получается.

Грунт, особенно многослойный, кроме связующей и защитной функции, помогает скрыть недостатки основы. Особенно это заметно и важно на заготовках, сделанных из оргалита, или на рыхлом дереве. В данном случае грунтовка выполняет функцию шпаклевки. А вот под иконопись деревянные доски специально рыхлят, чтобы сцепление грунта с досчатой основой было прочнейшим.

Чем плотнее и глаже грунт, тем проще на него переносится рисунок с кальки. Однако грунт одновременно с плотностью должен иметь пластичность, иначе от перепадов влажности и температур растрескается.

Вариации составов грунта

Грунтовки для дерева и для холста отличаются как по составу, так и по технологии нанесения, но не намного. Наиболее легкий и самый популярный вариант грунта приготовляется из желатина и мела. Он наиболее универсален, обладает хорошими свойствами, пластичен и прочен, простой в приготовлении и нанесении на поверхность доски или холста. Варьирование прочности и пластичности такого грунта достигается подбором пропорций желатина и мела. Для живописи на холсте мела добавляют значительно меньше, чем для живописи на доске.

Желатин в грунте является клеевой основой, мел - наполнитель. Желатин легко заменяется на другие виды клеев, такие как ПВА, мездра, рыбий клей, казеин и пр., однако мы настоятельно рекомендуем использовать желатин, потому что желатин - высший сорт животного клея, отличающийся большой чистотой и имеющий лучшую гибкость и вязкость.

Цветной грунт и калька

Грунт, кстати, можно делать цветным, добавляя в него колер в процессе приготовления. Думаю, вы об этом догадались и сами.

В ряде случаев переносить рисунок с кальки лучше всего на уже тонированный грунт. Например, в работе над Зеленой Тарой я сначала закатала грунт фоном и уже на фон переносила рисунок с кальки. В данном случае фон можно также рассматривать как грунт. Поступать так рекомендуется тогда, когда фон предполагается сплошной или градиентный, как на тханке Зеленой Тары. Имеется в виду фон достаточно простой.

Тханка Зеленой Тары

Если рисунок сложный и имеет большое количество деталей, закатывать фон лучше до переноса рисунка. Так вы избежите головной боли, когда станете обводить краской все контуры, неизбежно их сбивая. Пример сложного рисунка на градиентном фоне грунта показан на иллюстрации.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...