Краски, применяемые для художественной росписи
Для художественной росписи можно использовать абсолютно любые краски, которые только существуют в природе. Однако на практике далеко не все красочные материалы использовать целесообразно. Наибольшее распространение в художественной росписи получили акварельные, гуашевые, темперные, акриловые, масляные и нитроэмалевые красочные материалы. Все перечисленные краски, кроме акварели, являются кроющими, то есть ложатся на поверхность непрозрачным слоем. Нитроэмалевые краски имеют очень ограниченное применение.
Сделаю обзор красочных материалов, начиная с наиболее предпочтительных, и заканчивая мало употребимыми. Но только с моей личной точки зрения.
Акварель
Хотя техника акварели для художественной росписи резко отличается от техники живописи по бумаге, все же акварель сохраняет все качества и возможности живописи. Акварель легкая, воздушная, ею можно писать по сырому даже на дереве. Акварельные краски имеют богатый выбор оттенков, легко смешивается с любыми водными красками. Смешивая акварель с темперой, например, я не только существенно расширяю палитру цвета и тона, но и меняю качества этих двух красок, могу варьировать их кроющую способность.
Подробная и полная статья об акварели в росписи.
Темпера
Темпера, особенно поливинилацетатная замечательна своей кроющей способностью. Работа с нею напоминает работу с гуашью, но темпера не размывается последующими мазками мокрой кисти. Для художественной росписи подходит идеально, особенно в смеси с акварелью, но рекомендуется только опытным художникам.
Подробная статья о применении темперы в художественной росписи.
Гуашь
Использовать гуашь для росписи я рекомендую только начинающим художникам. Потому что ее легко смыть водой и начать роспись сначала. На гуаши лучше всего тренироваться, но расписывать ею матрешки, шкатулки или неваляшки я бы не рекомендовала по причине того, что гуашь легко размывается последующими мазками влажной кисти. И, что особенно неприятно, гуашевая краска меняет тон, а иногда и цвет по высыхании, что значительно усложняет подбор цвета в дальнейшей работе. Поэтому я пользуюсь гуашью крайне ограниченно и только в смеси с другими красками.
Подробнее о достоинствах и недостатках гуаши в отдельной статье.
Акрил
К акриловым краскам нужно привыкать, поскольку поведение акриловой краски разительно отличается от поведения всех других красок. В моем творчестве акрил нашел ограниченное применение и только для окрашивания больших поверхностей. Потому что у акрила, если его использовать для росписи, существует масса недостатков. Из наиболее неприятных недостатков могу перечислить следующие - текстурность, плохо смешивается с акварелью, плохо проникает в древесные волокна, дает на поверхности "резиновую" пленку.
Подробнее о достоинствах и недостатках акриловых красок в соответствующей статье.
Масляные краски
Масло является одним из наиболее употребимых красочных материалов. И масляных красок недостаток только один - долго сохнет. Рекомендуется только для профессионалов, потому что писать маслом нужно долго учиться, чтобы не "разводить грязь".
Сейчас масляные краски я для росписи не использую совсем, но в отдельной статье привожу некоторые соображения, основанные на личном опыте.
Нитроэмали
Нитроэмалевые краски разводят на ацетоне, и этим многое сказано. Особых достоинств и преимуществ у нитроэмали перед другими красками нет, кроме сильного и неприятного запаха. Работать с ней можно только в противогазе (шутка); в помещении, оборудованном вытяжкой. И наносить нитру лучше (и нужно) не кистью, а из пульверизатора (краскопульта) по трафарету. Кистью практически невозможно, ибо моментально высыхает.
Что может заставить применить нитроэмаль для росписи? Например, желание выставить матрешку на крыше дома вместо флюгера. А так - больше ничего.
Мой выбор
Наиболее подходящими для себя я выбрала темперу в сочетании с акварелью. Темперу можно считать аналогом гуаши, замешанной на клею, аналогичном ПВА.
Мой выбор темперы обусловлен тем, что:
- не размывается последующими мазками кисти в отличие от гуаши;
- титановые белила гораздо лучше гуашевых и превосходят последнюю по белизне;
- сохнет чуть медленнее, чем акрил, а главное - не сохнет прямо под кистью, как акрил.
Акварель я выбираю из-за прозрачности, которая дает возможность использовать природный цвет дерева.