Мастер-класс по росписи тханки Зеленой Тары

Автор: 26 января 2016 в 07:30 в рубрике

Образ Зеленой Тары создавался не по традиционной технологии тханки, а скорее по технологии православных икон.

Тханка Зеленой Тары

Сразу приведем для более полного информационно-технологического сопровождения:

Подготовка к росписи

Для росписи взята доска, предназначенная под иконопись. Это определенным образом собранная доска; склеенная из нескольких брусков, дополнительно укрепленных с двух торцов дубовыми вставками, забитыми в пазы. Подобные доски не продаются, купить их нельзя нигде. Мне делали доски под иконы по специальному заказу.

Мантра Зеленой Тары начертана под поволокой

До поволоки я зашпаклевала торцы. На лицевой стороне написала мантру Зеленой Тары черной акриловой краской. Да, надпись будет полностью скрыта поволокой и живописью. Такова технология.

Приклеиваем поволоку на деревянную доску

На относительно крепкий желатиновый клей приклеивалась марля путем примазывания ее к поверхности заготовки широкой щетиновой кистью. Примазывать можно не густо, но обязательно тщательно, а главное - ни в коем случае не загибать края марли за ребра доски, иначе доску вывернет пропеллером.

Только после полного высыхания поволоки можно обрезать края марли, приготовить специальный грунт и нанести его на доску.

Поволока

О технологии нанесения поволоки и о рецептах грунта я здесь писать не буду, поскольку по этой теме у нас много чего написано. Самая полная информация находится в мастер-классе по технологии древнерусской иконописи (вторая ссылка в начале настоящего мастер-класса).

Нанесение грунта на доску под икону

Так наносился грунт, слоев которого должно быть 12-15, или даже больше. Тщательно просушиваем каждый слой перед нанесением следующего.

По окончании нанесения грунта, тщательно зачищаем поверхности несколькими типами наждачной бумаги, начиная с крупной и заканчивая нулевкой.

Фоновая подложка

Фон под будущую роспись нанесен с растяжкой от темного к светлому, от коричнево-зеленого оттенка до светлой охры. Желательно, чтобы растяжка была равномерной. Добиться равномерности в случае водных темперных красок можно только аэрографом, но у меня аэрографа нет, потому довольствуюсь кистями, разводя краску по жиже до приемлемой кроющей консистенции.

Фоновая подложка под икону

Контурный рисунок для росписи

Контурный рисунок нанесен посредством кальки и копирки. Оттиск копирки еще раз обведен остро отточенным карандашом для микрометровой точности, которая крайне важна при росписи столь маленьких, но вместе с тем высоко детализированных образов.

Роспись

Роспись я начала по принципу "сначала то, что снизу". Ниже всех деталей находится нимб. Писался нимб по темно-синему фону золотыми нитями сияния.

С чего начинается роспись иконы

Затем нарисовала тело тары (технологически от темного к светлому), часть лент и сияние вокруг головы божества.

Составные цвета замешиваю заранее и в процессе росписи использую их полностью, закрашивая все участки, где данный цвет повторяется. Впоследствии, при уточнении рисунка я могу несколько осветлить или затемнить те или иные участки лессировками, что придает объем деталям, добавляет глубину в картинную плоскость.

Процесс живописи иконы

Процесс росписи тханки

Такая технология живописи во многом напоминает раскраску.

Тибетская тханка своими руками

В заключительной части работы идет много золота и всевозможных деталей. Цветы, раскрашенные ранее краской одного тона, обрабатываются таким образом, чтобы ближние бутоны были чуть светлее тех, что находятся на заднем плане. Такой проработкой деталей мы добиваемся большей глубины картинной плоскости. С многочисленными фигурными листиками лотосов поступаем аналогично.

Дополнительно самой тонкой кистью прохожу по всем контуры всех деталей. Настолько педантично, насколько это возможно.

Последними нарисованы облака.

Последние штрихи:

  • делаю тоненькую рамку по периметру изображения,
  • крашу торцы доски,
  • наношу золотом мантру Зеленой Тары на правом и левом торцах доски; начертания мантр дублирую мантру, сокрытую под поволокой.

Мантра Зеленой Тары

Готовая роспись.

Тибетская тханка Зеленой Тары

Послесловие

На тханке Миларепы у меня на верхнем и нижнем торцах выписаны ваджры и восьмиступичные колеса. Не стала их выписывать здесь.

Фотография полностью готовой тханки Зеленой Тары сделана до лакирования.

Значение и перевод мантры Зеленой Тары не привожу. Мастер-класс о живописи, а не о буддизме.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...