Мастер-класс по росписи тханки Зеленой Тары
Образ Зеленой Тары создавался не по традиционной технологии тханки, а скорее по технологии православных икон.
Сразу приведем для более полного информационно-технологического сопровождения:
- 1) статья "Технология буддийской традиционной тханки" - подробное и полное описание подлинной технологии;
- 2) о технологии древнерусской иконописи;
- 3) описание тханки Зеленой Тары
Подготовка к росписи
Для росписи взята доска, предназначенная под иконопись. Это определенным образом собранная доска; склеенная из нескольких брусков, дополнительно укрепленных с двух торцов дубовыми вставками, забитыми в пазы. Подобные доски не продаются, купить их нельзя нигде. Мне делали доски под иконы по специальному заказу.
До поволоки я зашпаклевала торцы. На лицевой стороне написала мантру Зеленой Тары черной акриловой краской. Да, надпись будет полностью скрыта поволокой и живописью. Такова технология.
На относительно крепкий желатиновый клей приклеивалась марля путем примазывания ее к поверхности заготовки широкой щетиновой кистью. Примазывать можно не густо, но обязательно тщательно, а главное - ни в коем случае не загибать края марли за ребра доски, иначе доску вывернет пропеллером.
Только после полного высыхания поволоки можно обрезать края марли, приготовить специальный грунт и нанести его на доску.
О технологии нанесения поволоки и о рецептах грунта я здесь писать не буду, поскольку по этой теме у нас много чего написано. Самая полная информация находится в мастер-классе по технологии древнерусской иконописи (вторая ссылка в начале настоящего мастер-класса).
Так наносился грунт, слоев которого должно быть 12-15, или даже больше. Тщательно просушиваем каждый слой перед нанесением следующего.
По окончании нанесения грунта, тщательно зачищаем поверхности несколькими типами наждачной бумаги, начиная с крупной и заканчивая нулевкой.
Фоновая подложка
Фон под будущую роспись нанесен с растяжкой от темного к светлому, от коричнево-зеленого оттенка до светлой охры. Желательно, чтобы растяжка была равномерной. Добиться равномерности в случае водных темперных красок можно только аэрографом, но у меня аэрографа нет, потому довольствуюсь кистями, разводя краску по жиже до приемлемой кроющей консистенции.
Контурный рисунок нанесен посредством кальки и копирки. Оттиск копирки еще раз обведен остро отточенным карандашом для микрометровой точности, которая крайне важна при росписи столь маленьких, но вместе с тем высоко детализированных образов.
Роспись
Роспись я начала по принципу "сначала то, что снизу". Ниже всех деталей находится нимб. Писался нимб по темно-синему фону золотыми нитями сияния.
Затем нарисовала тело тары (технологически от темного к светлому), часть лент и сияние вокруг головы божества.
Составные цвета замешиваю заранее и в процессе росписи использую их полностью, закрашивая все участки, где данный цвет повторяется. Впоследствии, при уточнении рисунка я могу несколько осветлить или затемнить те или иные участки лессировками, что придает объем деталям, добавляет глубину в картинную плоскость.
Такая технология живописи во многом напоминает раскраску.
В заключительной части работы идет много золота и всевозможных деталей. Цветы, раскрашенные ранее краской одного тона, обрабатываются таким образом, чтобы ближние бутоны были чуть светлее тех, что находятся на заднем плане. Такой проработкой деталей мы добиваемся большей глубины картинной плоскости. С многочисленными фигурными листиками лотосов поступаем аналогично.
Дополнительно самой тонкой кистью прохожу по всем контуры всех деталей. Настолько педантично, насколько это возможно.
Последними нарисованы облака.
Последние штрихи:
- делаю тоненькую рамку по периметру изображения,
- крашу торцы доски,
- наношу золотом мантру Зеленой Тары на правом и левом торцах доски; начертания мантр дублирую мантру, сокрытую под поволокой.
Готовая роспись.
Послесловие
На тханке Миларепы у меня на верхнем и нижнем торцах выписаны ваджры и восьмиступичные колеса. Не стала их выписывать здесь.
Фотография полностью готовой тханки Зеленой Тары сделана до лакирования.
Значение и перевод мантры Зеленой Тары не привожу. Мастер-класс о живописи, а не о буддизме.