О колористике, цветовой гамме и красочной палитре

Автор: 25 мая 2010 в 16:50 в рубрике

Определимся.

Цветоведение - синтетическая наука, систематизированная совокупность данных физики, физиологии и психологии, полученных при изучении процессов восприятия и различения цвета и являющаяся, по сути, психофизиологической теорией цвета.

Понятие "цвет" имеет несколько противоречащих друг другу определений: это

  • 1. свойство объектов (самое устойчивое определение);
  • 2. свойство света (хрестоматийное определение);
  • 3. свойство, воспринимаемое наблюдателем (нечто, происходящее в глазах и мозге);
  • 4. событие, происходящее при участии трех составляющих: источника света, объекта и наблюдателя.

Действительное же определение цвета может представлять либо совокупность приведенных определений, либо часть их, исходя из конкретных обстоятельств, но никогда по отдельности. Потому наиболее часто встречается определение цвета, как свойства света вызывающее определенное зрительное ощущение соответственно спектральному составу отражаемого или испускаемого излучения.

Определение колористики почти аналогично определению науки цветоведения, за исключением того, что колористика - абсолютно прикладная отрасль, сфера деятельности которой практически ограничивается доскональным знанием закономерностей цветового круга.

Далее мы дадим читателю информацию, которая обычно не сообщается учащимся художественных училищ или высших учебных заведений. На всякий случай приготовьтесь к тому, что информация может противоречить уже полученным вами знаниям.

Колористика и наука цветоведения необходимы для детального, а не поверхностного изучения затем, чтобы уметь правильно воспроизводить цвета на холсте или компьютерном дизайн-макете. Зачастую осуществить на практике правильный подбор цвета просто невозможно, поскольку работа зрительного аппарата человека хоть и подчиняется законам физики, но у каждого индивидуальна. Данное обстоятельство является одной из причин, почему каждое живописное произведение искусства имеет фиксированный диапазон красок, называемой цветовой палитрой.

В специальных учебных заведениях, где молодежь выучивается на художников, понятие цветовой гаммы всегда преподносится как нечто заданное, к чему нужно стремиться, чему нужно подчинить живописную работу. В действительности дело обстоит в точности наоборот: художник не может подчинить картину определенной цветовой гамме по своему произволу; цветовая гамма подчиняет творчество живописца. Потому что нельзя получить более насыщенный голубой, например, оттенок, чем тот, что находится в вашей банке с голубой краской. Также, смешивая желтую и голубую краски, вы не получите зеленого оттенка такой же яркости, как в аналогичной банке с зеленой краской.

Рембрандт: Даная серая

Рембрандтовская Даная. Изучение серой гаммы. Под иллюстрацией две шкалы: верхняя - действительная серая гамма изображения, нижняя - идеальная растяжка от глубокого черного до самого светлого. Верхняя полоска с правой стороны не уходит в абсолютно белый, а простейший подсчет расхождения серой гаммы показывает расхождение, примерно, на 6,5 процента.

Рембрандт: Даная цветная

Рембрандтовская Даная. Изучение красочной гаммы и спектральный анализ. Под иллюстрацией слева показана гистограмма, справа - шкала спектра. Градиенты ниже предназначены для обозначения участков тонов: самый темный - участки в тенях, самый светлый - освещенные участки. Спектральный анализ (на плохом, конечно, снимке) показывает преобладание красно-желтых оттенков.

Серов: Девочка с персиками цветная

Серов. Девочка с персиками. Гистограмма и спектральный анализ.

Серов: Девочка с персиками серая

Серов. Девочка с персиками. Различие в серой гамме различимо на хороших мониторах. Участки тени не дотягивают до глубокого черного, как и освещенные участки не являются самыми светлыми относительно идеального градиента серой шкалы, показанной ниже.

Иными словами, красочная гамма вашего живописного авторского полотна детерминируется вашей палитрой. Иначе обстоит дело на экране монитора и в любой графической программе, где палитра цвета не ограничивается ничем, кроме одного: на экране монитора невозможно получить более насыщенный красный цвет, чем тот, который физически позволяют воспроизвести элементы матрицы монитора. И, далее, нельзя получить более насыщенный оттенок зеленого при печати на струйном или лазерном принтере, чем в результате смешения конкретных голубых и желтых тонеров в их картриджах.

Поверхности, по которым производится живопись (холст, акварельная бумага) обладают также фиксированным диапазоном яркости (белизны). На белой бумаге самый темный черный цвет возможно получить лишь разлив на ней черную тушь. Но краска, будучи напечатанная на поверхности бумаги одна поверх другой, не даст такого же радикально черного цвета. Самый яркий белый цвет на бумаге - это ее настоящий цвет, то есть белизна бумаги.

Грунтованный холст и акварельная бумага собственной цветовой гаммы не имеют, если они не тонированы. Напротив, эти поверхности обладают функцией смешивания цветов. При этом, несмотря на отсутствие у бумаги или холста цветовой гаммы, мы все же вправе говорить об эффективной цветовой гамме. У них также есть диапазон яркостей - предел градаций оттенков от самого темного до цвета самой поверхности. Это означает, что художник не может поставить на акварельной бумаге светлые блики, которые были бы светлее самой бумаги, не подсвечивая последнюю сзади источником света.

Единого решения проблемы различия получающейся цветовой гаммы на поверхности с разной белизной не существует. Художника решают ее комплексно, руководствуясь своим опытом и чутьем.

Также следует помнить, что цветовой диапазон масляной живописи несравнимо выше акварельной, поскольку диапазон последней ограничивается белизной бумаги на светлых участках, а также темнотой черного цвета, который красочные пигменты способны воспроизвести. Масляная живопись может обойтись без использования белизны грунта. Здесь светлота тона краски определяется использованием белил и светлоты конкретной краски.

Цветовая гамма произведения и палитра красок - разные понятия. Цветовая гамма служит для обозначения пределов тона, например, самый белый, самый черный и наиболее насыщенные оттенки. Палитра красок - это собственно те красочные материалы, которые художник использовал.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...