Мой набор рабочих кистей
Введение для начинающих художников
Материал данной статьи предназначен для совсем уж начинающих, слишком часто задающих вопросы, какими именно кистями я пишу "то" и "это", а также просят указать номера кистей. Мне непонятно зачем такая информация начинающему, ведь нужно всего лишь купить набор разных кистей и пробовать ими писать. Только так можно понять, подходит ли конкретная кисть для работы лично вас. Универсального рецепта, как и универсальных рекомендаций, не существует, и только идиот из высших эшелонов, пишущий методички, способен их дать.
Могу предположить, что начинающий художник стремится получить быстрый результат. Начинающий художник, похоже, думает, что прочитав о технологии росписи матрешки в единственном мастер-классе, где были бы указаны конкретные краски и кисти с указанием их номеров, он с первого раза сделает приличную роспись. Это путь тупиковый, поверь мне, начинающий художник.
Но набор своих рабочих кистей я покажу.
Мой набор рабочих кистей
Вот я высыпала их все и разложила по трем группам.
В центре лежат три кисти, которыми я пользуюсь непрерывно, каждый день, в любой росписи водными красками. Это "белки" с номерами 1, 2, 5 (на фото слева направо). Как можно заметить, эти три кисти даже не художественные. Они вообще куплены в "Детском мире" и предназначены для малевания в детском саду и начальных классах средней школы.
Теперь из всей кучи кисточек изыму все, что используется в архи редких случаях.
Набор уменьшился, но преимущественно в левой части, с которой и начнем разбираться. Эти кисти очень старые, каждой более десяти лет, номера давно стерлись.
Первая слева - щетина, кажется, номер 10. Применяю для работы с клеями на больших форматах: проклейка, приклеивание поволоки, нанесение грунта.
Далее три кисти - пони и белки разных размеров. Используются преимущественно для тонирования бумаги и сплошных заливок больших объемов водными красками.
Три кисточки, связанные желтой резинкой - только для лакирования. Это пони пятого номера, которые я покупаю пачками, ибо от лака быстро портятся.
Следующие три кисти суть рабочие. О них речь шла выше.
Справа набор кистей в количестве 22 штук, которыми я пользуюсь регулярно в различных целях. Вот они крупнее и разложены на четыре группы.
Теперь из всей кучи кисточек изыму все, что используется в архи редких случаях.
Первая слева группа из семи кистей. Здесь белки, пони и колонки от нулевого до третьего размера. Используются для мелких деталей и написания лиц. Самая крайняя слева - называю ее нулевкой. Такие кисти не продаются, а стала она такой после того, как частично облезла. Это самая тонкая кисть для тончайшей работы, содержащая всего 6-10 волосков.
Вторая группа - пять кистей белок и колонков для орнаментов.
Третья группа из четырех кистей более крупных белок и колонков. Применяются преимущественно для сплошного окрашивания больших участков.
Справа - группа из шести кистей - синтетика и колонки. Все они используются мной для написания цветочных мотивов, бутонов цветов, преимущественно по технике одного мазка. Среди этих кистей заметны распушенные колонки, с виду испорченные, но распушенность их весьма эффективна при написании травы и тогда, когда требуется рельефность краски.
Крайняя правая на фотографии кисть с удлиненным хохолком называется лайнер - для длинных и тонких линий и завитушек.
Послесловие для начинающих
В первом абзаце статье было сказано, что "универсального рецепта и универсальных рекомендаций не существует". Дополнительно скажу, что данная статья бесполезна в любом случае. Потому что в росписи важно иметь прямые руки, открытый ум и склонность к пониманию того, что ты делаешь, но не коллекция разнообразных кистей. Механическое следование инструкциям никогда никому не помогало, зато часто вредило.