Отражения и преломления - объект визуального искусства

Автор: 01 мая 2014 в 10:33 в рубрике

Чем отлична художественная фотография от обыденной? Тем, что первая является непосредственным видением окружающего мира фотохудожником, а вторая суть не что иное, как простая, механическая запись явлений. Но речь сегодня пойдет не о художественной фотографии как таковой, а о стекле и зеркалах, имеющих богатую и сложную социальную историю во всех культурах. Достаточно вспомнить, что зеркала и стеклянные шары рассматривались как средства для восприятия потустороннего мира и иной реальности. Загадочные свойства стекла и зеркал, их медитативные и почти "потусторонние" качества отражения и преломления изучали многие фотографы: тонко нюансированные капли дождя Альфреда Штиглица, переливающиеся в свете натюрморты Адольфа де Мейера, аллегорический мир Энни Бригман.

Энни Бригман, Гонолулу, Гавайи, 1950Энни Бригман, Гонолулу, Гавайи, 1950

Светография Генри Тальбота

Одним из первых, кто вдохновился отражениями и бликами стеклянных поверхностей, был Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877). В его книге, изданной в период с 1844 по 1846 годы, помимо демонстрации новейших технологий фотографии, мы видим, буквально, энциклопедию стеклянных предметов с их бликами и отражениями. Тальбот фотографировал все фарфоровые и стеклянные предметы, которые только были в хозяйстве или попадались под руку. Но фотографирование стекла отнюдь не было маниакальной страстью Тальбота; фотограф экспериментировал, пытаясь создать собственную технологию фотопечати на медных пластинах на основе даггеротипа, а стекло подходило для этой цели как нельзя лучше.

Сегодня историки могут сказать, что Генри Тальбот был разносторонним ученым, заинтересованным в точной классификации и иллюстрации объектов мира. Его предметы не пребывают в привычной житейской ситуации, не выполняют обыденных функций. Напротив, они с математической точностью расставляются по полкам в идеальной последовательности, полностью лишены любого повествования и даже символического смысла. Все, что имеет смысл и значение - свет.

Уильям Генри Талбот, изделия из стекла слева и изделия из фарфора справа, 1844Уильям Генри Талбот, изделия из стекла слева и изделия из фарфора справа, 1844

Стекло отражает и преломляет свет одновременно, что Тальбот успешно использует в своих исследованиях, намеренно помещая фарфоровые предметы рядом со стеклянными, чтобы подчеркнуть различия материалов. Он фотографирует одни и те же объекты, просто переставляя их местами и поворачивая в разных направлениях.

Рефлексия конструктивизма и Баухауза

Увлечение фотографов отражениями в стекле и зеркале отнюдь не является новаторством. Оно встречается повсеместно во всех культурах с древнейших времен, причем не только в визуальном искусстве, но и в литературе и театре. Концепция отражения также не всегда используется в прямом контексте, но в ряде случаев относится к психоаналитическим понятиям самооценки и самокоррекции, а также к некоторым философским вопросам. В области фотографического автопортрета художник полностью освободил себя от необходимости долгое время смотреть на себя в зеркало, но, тем не менее, парадоксальная фотография полна примеров автопортретов, сделанных при помощи зеркал. В изображения добавляются качества рефлексии, создатель образа становится частью изображения, иногда присутствует налет трепетного вуаеризма.

Тони Шнайдерс, Автопортрет, 1952Тони Шнайдерс, Автопортрет, 1952

Помимо экспериментирования в области автопортрета, едва ли не главной заботой фотографов 19-го века являлся постановочный натюрморт, нередко с желанием каталогизации объектов. Развитие модернизма, особенно при принятии концепции массового производства дешевых бытовых товаров, необходимость таких фотографических коллекций была вполне обоснованной. С развитием школы Баухауза и распространением конструктивизма современные изделия из стекла и вообще стекло становятся концепцией "нового города".

Фотографы, работавшие в период между двумя войнами, часто предпочитали сосредотачиваться на ассоциации стекла с современностью. Кроме того, идеология "новой вещественности" (Альберт Ренгер-Патцш в книге "Мир прекрасен", 1928) рекомендовала рассматривать вещи оторванными от контекста и исходного функционального подчинения вне зависимости от того, являются ли они природными или созданными промышленным способом. Это был стиль (модернизм в сочетании с конструктивизмом), основанный на геометрии и применявший необычные методы работы, нашедший мощное выражение в фотографиях, сделанных последователями Баухауза - немецкой школы дизайна.

Ханнес Мейер, Исследования W-2, Баухаус, 1926Ханнес Мейер, Исследования W-2, Баухаус, 1926

Альберт Ренгер-Патцш, "Очки", 1927Альберт Ренгер-Патцш, "Очки", 1927

Международный архитектурный стиль, созданный в свое время Мисс ван дер Рое, Вальтером Гропиусом и Ханнесом Майером, нашел свое окончательное выражение в стекле и металле в возвышающихся над приземистыми строениями небоскребах Нью-Йорка.

Нет сомнений, что фотография является тем средством, которое передает отношение к миру фотохудожника. Механический инструмент, который должен по идее фиксировать материальный мир беспристрастно, работает через фильтр воображения, вовлекая зрителя в процесс созерцания посредством воображения и эмоций.

Кларенс Джон Лафлин, "Дома с ожесточенными глазами", 1939Кларенс Джон Лафлин, "Дома с ожесточенными глазами", 1939

Лизетт Модел, Размышления, Нью-Йорк, Отражение с рукой, 1939-45Лизетт Модел, Размышления, Нью-Йорк, Отражение с рукой, 1939-45

Тэг: История фотографии
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...