Роджер Фентон

Автор: 29 августа 2012 в 14:48 в рубрике
Страница 1 из 2. Список глав

Роджер Фентон является заметной фигурой в истории фотографии, самым знаменитым и влиятельным фотографом в Англии периода "золотого века" (1850 г). До занятия фотографией он изучал право в Лондоне и живопись в Париже. В 1852 г. побывал в России, а в 1853 г. основал фотографическое общество (позднее получившего статус Королевского) и был назначен первым официальным фотографом Британского музея. Роджер Фентон получил всеобщее признание за фотографии Крымской войны в 1855 году и преуспел в течение десятилетия во многих жанрах: фотографии архитектуры, пейзаж, портрет, натюрморт, репортаж.

Роджер Фентон. Автопортрет.Автопортрет

В фотографии архитектуры, Фентону в Англии не было равных. Он ставил своей задачей сделать снимки всех крупных храмов и монастырей Великобритании, работая чаще всего в формате 14 х 18 дюймов. Тщательно подбирая самую совершенную технику и определенную точку съемки, угол зрения и освещение, он старался передать в своих снимка мельчайшие детали архитектуры, ощущение монументальности и наполнить работы романтическим духом. Наиболее удивительным является его фотографический взгляд на английский, валийский и шотландский пейзаж, глядя на которые вспоминаются картины Констебла и Тернера, а также романтические стихи Уильяма Вордсворта, проникнутые связью человека с природой.

Фентон обладал особым чувством игры света и тени, атмосферы в мире природы. Это составляло предмет его исследований на протяжении десятка лет наравне с архитектурой. "Никто не может соревноваться с Фентоном в пейзажной фотографии", писал один критик в журнале фотографического сообщества в обзоре к ежегодной выставке в 1858 году. "… Есть такое чувство, что эти фотоснимки не просто фотографии".

Наиболее широкое признание Фентон получил за серии работ, посвященных Крымской войне. Фентон поехал в Крым в качестве штатного фотографа манчестерского издателя Томаса Агню для детального документирования военных действий, а также для того, чтобы успокоить общественность и снять напряженность в английском обществе. Фентон сделал множество снимков на пути от Константинопаля до Балаклавы. Это были многочисленные фотоснимки с видами военных лагерей, полей сражений, портреты офицеров, солдат, медсестер.

Происходящее в то время в Крыму сильно подействовало на фотографа. Позже он попытался воссоздать в студии некоторые сюжеты, применяя при этом театральные постановки. Эти работы были созвучны с картинами Делакруа и Энгра и были попыткой ухода от реалий суровой действительности.

В 1862 году после финальной серии пышных натюрмортов Фентон продал все свое оборудование и негативы, ушел из Королевского фотографического Общества и закончил свою жизнь в баре за бутылкой.

В течение одного десятилетия Фентон сыграл ключевую роль в развитии и популяризации фотографического искусства. Он доказал, что фотография может соперничать с рисунком и живописью, что она не только средство передачи информации, но и средство визуального искусства, имеющее мощные выразительные средства.

Роджер Фентон. Купола Успенского кафедрального собора в Москве.Купола Успенского кафедрального собора в Москве. 1852 г.

В августе 1852 года Роджер Фентон отправился в Россию по приглашению своего друга инженера Чарльза Вигнолса, чтобы просто сфотографировать подвесной мост, который Вигнолс строил для царя Николая Первого через Днепр под Киевом. У Фентона тогда был еще небольшой опыт фотографирования, но вместе с тем он не стал себя ничем ограничивать в выборе композиций и сюжетов. В результате поездки в Россию Фентон вернулся в Лондон с полным чемоданом фотоснимков различных достопримечательностей Киева, Питербурга и Москвы.

С момента победы над Наполеоном, Россия рассматривалась в Европе как восходящая держава 19 века. Иностранцы мало знали Россию, особенно за пределами Москвы. Но Москва со своим обилием позолоченных куполов и профилями башен Кремля представлялась иностранцам экзотической азиатской страной. Фентон фотографировал купола Успенского собора на уровне глаз от нижнего колпака аркады колокольни Ивана Великого - самого высокого тогда здания в городе. Фотографирование сверху вниз и показ только части башен придает композиции волнующее чувство легкости и света.

Роджер Фентон. Развалины цистерцианского монастыря в Йоркшире.Развалины цистерцианского монастыря в Йоркшире. 1854 г.

Эти здания еще с 1230 года славились чистотой архитектуры. Однако к середине 19 века от построек остались лишь части трацепта и часть раннего готического хора. Фентон выбрал для точки съемки возвышение алтарной части так, чтобы в объектив попали величественные столбы хора и был виден дальний пейзаж через Большую арку трансцепта. Чтобы усилить связь между готическим сооружением и атмосферой ландшафта, Фентон фотографировал именно в тот момент, когда утреннее солнце четко разграничит тенью основание трифориума справа, совместив его с контуром далекого холма.

Вместо того, чтобы передать просто "портрет" здания, сделать описательные фотографии архитектуры, Фентон пытается здесь передать тишину сцены, обширность пространства, величие природы и истории. Молодая женщина в белом, которую мы можем видет в нижней части снимка - это жена Фентона Грейс.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...