Орнамент и декор: в чем разница

Автор: 01 июня 2015 в 06:05 в рубрике

Смешение понятий "орнамент" и "декор" не дает возможности понять сущность и функции орнамента. Акулы пера и библиотекари влиятельного сообщества, не имеющие никакого отношения к реальному знанию художественных дисциплин, произвольно назначают те или иные определения тематическим рубрикам. И хотя термины орнамента и декора неразрывно связаны, они не являются ни синонимами, ни взаимозаменяемыми понятиями.

Серебряное изделие эпохи модерна Саймона БразерсаСеребряное изделие эпохи модерна, Саймон Бразерс, Филадельфия, 1904

Попробуем обратиться к первоисточникам, попытаемся выяснить первоначальный смысл понятий.

Исидор Севильский в 7 в н.э. писал, что греки приравнивали слово "космос" (cosmos) к латинскому слову "орнамент" (ornament), потому что красота орнамента, по их мнению, проявлялась в движениях небесных светил. Таким образом, Древняя Академия дает нам представление об изначальном содержимом, вкладываемом в понятие орнамента, и предполагает, что орнамент - визуализированный атрибут физической активности циркулирующего мироздания в целом.

Для сравнения, Витрувий (5 в н.э.) писал, что "к украшательству следует относиться с должным расчетом его уместности". Когда мы что-либо украшаем орнаментацией, мы должны делать это в соответствии с хорошими манерами (decorum).

Исидор также писал: "украшения, что добавляются к зданиям ради орнамента [qua ornament] и приукрашивания [qua decoration], подобно потолочным панелям, заправленным золотом". То есть он разделял понятия украшения и украшательства. Можно предположить, что "добавлено... ради" подразумевает установку панелей над сырой утилитарной поверхностью, чтобы обеспечить промежуточное и упорядоченное армирование ради дальнейшего распространения орнамента в пределах внутреннего пространства.

Древнегреческая привязка космоса к орнаменту сохраняется и в средневековье, хотя и подлежит рассмотрению через призму средневекового квадривиума. Следует учесть, что в 11-12 веках идея космоса определялась в рамках богословского неоплатонианского учения, где гармония чисел есть проявление идеальной формы. Эти формы были представлены как жесткий регламент архитектурного проектирования.

В противоположность древним грекам и римлянам, Альберти (15 в) в "Десяти книгах о зодчестве" привязывает орнамент к понятию красоты, т.е. является "выражением гармонической пропорции, что есть красота". Концепцию красоты Альберти расценивает как "мотивированную согласованность" всех частей тела, в то время как орнамент может быть назван дополнительной формой вспомогательного света, дополнением к красоте. Однако следует отметить, что Альберти не использовал термин "украшение" вообще.

В середине 18 века, в самый разгар эпохи Просвещения, термин "орнамент" исключается из лексикона разумной мысли, практически не упоминается в Энциклопедии Дидро. Термин упоминается лишь при обсуждении флеронов в типографии, зато термин "украшение" доминирует в дискуссиях об архитектуре.

В 19 веке термин "орнамент" возвращается в академию и с удвоенной силой борется за доминирование во всех дискуссиях. Оуэн-Джонс в "Грамматике орнамента" формулирует современное понимание орнамента, не ограничивая свое исследование пост-классическим европейским наследием. Он исследует все декоративные искусства во всем мире в поисках формальной топологии орнамента как универсальной категории визуального языка. Любопытно, что наиболее распространенными иллюстрациями природы по Джонсу является растительный орнамент, строящийся на основе всевозможных лиственных форм.

Джонс создает теории построения орнамента на основе геометрических фигур. Во вступительном эссе под названием "Орнамент диких племен" он рассказывает о существенной роли геометрии в орнаменте и ссылается на принцип упорядоченного последовательного распределения. Джонс говорит, что "эффект орнамента складывается от повторения нескольких простых элементов".

Джонс также отмечает определенную психологическую составляющую орнамента, связанную с концепцией естественного покоя Блеза Паскаля. Джонс считает орнамент, со всей его таинственностью и неизъяснимой глубиной, отражением суперприроды, микро- и макрокосма в материальном мире, тем самым еще раз утверждая космос и мир в целом в качестве главного содержимого орнамента.

За промежуток между публикацией "Грамматики орнамента" Джонса в 1856 году до "Истории орнамента" Альфреда Хэмлина в 1916 году имел место "взрыв" знаний о субъектах орнамента. Теория Джонса далее разрабатывается Моррисом, Дэем и Алоизом Ригелем, а также рядом анонимных авторов школьных учебников на рубеже веков. Наконец, свод знаний об орнаменте был закреплен в двухтомнике Хэмлина. Все эти авторы пытались решительно бороться с различиями между понятиями орнамента и украшения, добавив в существующую лексику понятие паттерна (модели, шаблона). Паттерн стал применяться как термин, описывающий принцип распределения, повторения ядра орнамента, состоящего из ограниченного набора базисных фигур.

Путаница в понятиях на рубеже веков привела к тому, что Библиотека Конгресса США начала разработку предметных рубрик и классификационных систем, упрощающих доступ к библиотечным знаниям. Что руководило каталогизаторами при построении библиотечных индексов, становится понятным только в контексте философских рассуждений. Мы помним, что Дидро отдавал декору ведущую роль, но позже и авторитетный французский академик Жак-Франсуа Блондель, питавший отвращение к рококо, постарался принизить значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Это гарантировало, что Библиотека Конгресса отдаст приоритет понятию декора как наиболее общему термину.

Определения

Квадривиум (лат. quadrivium — "четырёхпутье") — общее название системы точных наук в Средние века. Квадривиум включал четыре дисциплины: арифметику как базовую дисциплину, геометрию, астрономию и музыку как науку о гармонии. Квадривиум составлял повышенный курс светского образования в средневековых школах и университетах.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов (академическое определение).

Украшение — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.

Паттерн (англ. pattern — образец, шаблон, система) — закономерная регулярность, встречающаяся в природе и в человеческом дизайне, а также предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.

Приложения

Значения слов приводятся не с целью изучения латинского языка, но с целью показать их многозначность.

ornamentum (лат.) - 1) снаряжение, вооружение, оружие; 2) сбруя; 3) одежда, наряд; убранство, драгоценности; 4) знаки отличия, награды; 5) звание, титул; 6) орнамент; 7) украшение, честь, слава; 8) прикрасы.

decor (лат., сущ.) - 1) приличие, пристойность, уместность; 2) красота, прелесть, изящество, миловидность.

decor (лат., прил.) - 1) прекрасный, красивый, изящный; 2) выдающийся, отличный.

decorum (лат.) - приличие, пристойность, достоинство.

cosmos (греч; лат. mundus) - 1) космос, вселённая; 2) мир, свет; 3) мир, общество; народ, люди; 4) мир, сфера.

mundus (лат., прил.) - 1) чистый, опрятный; 2) изящный, элегантный, изысканный, тщательно отделанный; 3) тонкого помола; 4) настоящий, подлинный; 5) готовый.

mundus (лат., сущ.) - 1) убор, наряд, туалет; 2) оборудование, орудия; 3) мироздание, вселенная, мир; 4) небесное тело; 5) земля; люди, человечество; 6) подземный мир, преисподняя.

Библиография

  • Этимология Исидора Севильского, Стивен Бартни, 2006.
  • Витрувий, Десять книг об архитектуре.
  • Альберти, Леон Баттиста. Строительное искусство в десяти книгах, Кембридж, 1988.
  • Блондель, Жак-Франсуа. Украшения.
  • Джонс, Оуэн. Грамматика орнамента. Лондон, 1856.
  • Джонс, Оуэн. Лекции по архитектуре и декоративном искусстве. "Лекция IV в." Лондон, 1865.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...