Китайская традиционная живопись

Автор: 28 мая 2010 в 08:44 в рубрике

Принципы традиционной живописи Китая происходят от философии даосизма, которая подчеркивает единство человека c природой, раскрывает подлинное значения понятий пустого пространства, пустности бытия.

Пустое пространство - это философская концепция, одновременно являющаяся синонимом пустоты (ничто) и нет. Даосизм учит "достижению предела пустоты, сохраняя неподвижность" (Лао Цзы). Пустота - начало всей бесконечности вещей, потому ее можно рассматривать как основу даосской философии. Традиция Чань (Дзэн) также подчеркивает: "форма есть пустота, пустота и есть форма" (Сутра Сердца Праджняпарамиты). Китайская живопись всегда находилась под непосредственным влиянием двух этих школ, чьи философские доктрины распространились на образ жизни, включая предметы творчества.

Китайская традиционная живопись

Яркой особенностью китайской живописи является ее благоговейное отношение к чистому пространству листа. Лао-цзы говорил: "Зная белый, сохраняем черный. Это форма Вселенной." Белизна предполагает пустотность, черный - прочность. В каллиграфии пустое пространство называется "сотворением белого"; очарование китайской литературы пребывает там, где нет слов, где отсутствие звука передает больше, чем тысяча звуков, а красота проявляется там, где нет необходимости рисовать, а "бесформенное становится образом Великого".

Пустые участки живописных композиций понять особенно трудно, ведь отсутствие изображения практически призвано передавать больше информации, чем все изображенное кистью. Если заполнить краской всю картинную плоскость, то она не оставит впечатления настолько же, насколько недосказанность "протяженности за облаками". Ведь классическая пейзажная живопись чаще всего использует пробелы для изображения облаков, тумана, далей, воды. Однако подлинный смысл, реальная тайна чистого листа относится к концепции Ци - энергии, пронизывающей все и дарующей жизненные силы.

Без Ци ничто не может существовать. Первый канон китайского искусства говорит о ритмической жизненной силе, метафизического воплощения космической энергии. Первоначально Ци распространяется на воздух, которым мы дышим, и, поскольку воздух нам жизненно необходим, Ци рассматривается точно также для изображаемого кистью: если Ци не хватает, картина становится безжизненной. Ци приходит из внутренней сущности художника как результат его взаимодействия с окружающим миром. Когда Ци пребывает в покое, картина представляется спокойной, когда Ци движется, картина представляется динамичной и полной жизни.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...