Танджурская и Майсурская школы живописи

Автор: 02 июня 2011 в 13:23 в рубрике
Страница 1 из 4. Список глав

Танджурская и Майсурская школы живописи

Продолжаем разговор о Танджурской и Майсорской школах живописи, и вначале немного истории. Для начала предупредим, что копирование статьи или ее частей на другие ресурсы запрещено без непосредственного разрешения администрации сайта zen-designer.ru.

Танджурская школа

С древнейших времен Танджавур был могучим политическим, культурным и художественным центром Тамилнада. Город был расположен в щедром, плодородном районе, орошаемом рекой Кавери и сетью протоков и каналов в ее дельте. При династии Чолов он возвысился над всеми прочими центрами, сохранив свой статус и при династии Найяков, правители которой придавали особое значение сохранению культурных ценностей и покровительствовали как религиозному, так и придворному светскому искусству. В период правления найякского царя Виджаярагхавы в страну вторглись маратхи, возглавляемые Венкоджи (братом маратхского императора Шиваджи из Западного Декана). Завоеватели благоразумно переняли тамильские традиции и сохранили в принципе устойчивую местную систему управления. С одобрения Шиваджи его брат Венкоджи объявил себя правителем Танджура,сохраняя независимость территорий Бангалура, Танджура и Сенджи (современное Джинджи округа Южный Аркот в Тамилнаде). Режим, прочный на раннем этапе (с 1676 по 1736 год при Шахаджи, Серфоджи 1 и Тукоджи) , начал сотрясаться от британских вторжений в Южный Тамилнад. Однако еще при маратхском правлении в Танджуре началось возрождение, которое привело к расцвету музыки, танцев, философии, литературы и искусства. Маратхи принесли на крайний юг полуострова пронизанные духом свободы учения своих святых, соединив религиозность с практической деятельностью и духом демократизма. Уравновешенная тамильская культура с ее богатой литературной традицией, уже взаимодействовавшая ранее с культурой оседлых племен телугу и каннада, обогатилась новым зарядом маратхского духа и культуры, что привело к огромным достижениям в области искусства, литературы, танца и музыки.

После того как англичанам удалось вытеснить французов из Тамилнада и Ост-Индская компания возвела на трон и признала правителем Танджура Приемного сына Тулсаджи Серфоджи 2-го (1798-1833), настал звездный час маратхского правления. Серфоджи сам был ученым и страстным покровителем муз. Красноречивым свидетельством его широкого кругозора могут служить бесценные собрания произведений в его библиотеке Сарасвати Махал. Неотъемлемой частью литературных произведений стали иллюстрации, из которых можно упомянуть портреты самого Серфоджи в трактате о слонах. Там указано и имя художника, некоего Мадхавасвами. Сохранился также замечательный портрет Серфоджи в дворцовом зале для аудиенций, некоторые рисунки на стекле и слоновой кости, очевидно, также сделаны с его благоволения.

Типичной формой танджурского искусства была рельефная и инкрустированная полудрагоценными камнями живопись по дереву, которая отличалась оригинальностью техники и синкретическими иконообразными формами. Она внесла особый вклад в стилистическое разнообразие общеиндийской живописи этого и последующего периодов. Влияние специфической маратхской традиции сильнее всего заметно в изображениях корон и царских головных уборов с кисточками и диадемами, а также типичных одеяний и формы лиц, отчего они сразу выделяются в композиции среди прочих фигур большего или меньшего размера.

На позднем этапе развития этой школы можно обнаружить колониальные британские мотивы, проявившиеся в изображении декора или таких деталях интерьера, как часы и канделябры. Влияния североиндийской живописи в русле джайнской, раджпутской и могольской традиции ощутимы в танджурской школе намного слабее, но являются важным элементом другой южной школы того же времени - майсурской, получившей распространение при династии Воядеров на крайнем юге полуострова.

Эти школы придавали особое значение использованию локального цвета, то есть окрасок без оттенков и ретушированию оконтуренных фигур. Использовались в основном красные, желтые, иссиня-черные и белые краски. Фон слегка усиливали и оживляли при помощи особого клея и последующего покрытия картины листовым золотом, предварительно укрепляя на полотне полудрагоценные камни всевозможных оттенков.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...