Шлифовка под роспись заготовок из липы

Автор: 21 декабря 2017 в 08:26 в рубрике

Художественная роспись если и наука, то синтетическая. Вообще роспись признается за ремесло, однако это ремесло требует от ремесленника постоянных экскурсий в области самых разнообразных знаний. Например, химии, цветоведения, даже биологии, или вот как тема данной статьи - шлифование и наждачные бумаги.

Шлифование заготовок в теории

Если подходить к вопросу с технологически правильной точки зрения, то шлифовку древесины делают так называемой кремневой или стеклянной наждачной бумагой за два прохода. Первый проход делается грубой шкуркой поперек слоев дерева, а затем более мелкой - вдоль слоев. Древесную пыль не сдувают, как обычно, не смахивают. Отшлифованную поверхность лучше обтереть сухой тряпкой, но мягкой, чтобы не оставить царапин, что особенно критично для такой мягкой породы дерева, как липа, из массива которой производится подавляющее количество заготовок под роспись.

Но, такой метод шлифования двумя различными шкурками за два прохода справедлив, если имеется заготовка, не шлифованная вообще. Заготовки же из липы, будь то матрешки или шкатулки, продаются уже первично отшлифованными. Правда, "первичной" шлифовки недостаточно под роспись; она делается производителем заготовок с целью придания товарного вида изделию, и нам придется произвести "финишную" шлифовку: один раз до проклейки/грунтования и один раз после проклейки.

Выбор наждачной бумаги

От крупных наждачек лучше сразу отказаться, поскольку грубая и глубокая шлифовка в случае художественной росписи требуется в единственном случае - когда необходимо снять всю роспись до чистой древесины, что бывает крайне редко. Наждачки типа "нулевки" или "микронки" могут пригодиться для полировки лака, но для шлифования заготовок они непригодны.

Мы в своей практике пользуемся наждачной бумагой марки 5-Н. Читаем в справочнике: маркировка по ГОСТ 3647-80 - 5-Н, М63, маркировка по ISO-6344 - P240, размер зерна 50-63 мкм (мелкозернистая), назначение - окончательная шлифовка древесины, шлифовка между покрытиями.

Но шлифовать заготовки совершенно новой шкуркой не стоит. Попробуйте потереть пальцем по наждачке. Чувствуете? Покрытие на ощупь сильно шершавое, не колется, но ощущается острота напыления. Так вот, перед использованием мы наждачную бумагу немного "затираем", чтобы на ощупь она стала белее гладкая. Возникает вопрос: почему бы просто не воспользоваться более мелкой наждачной бумагой? Ответ: ничего, просто выбираемая нами наждачная бумага обладает нужной зернистостью, а в сочетании с искусственно приданной потертостью дает лучшие результаты. Это правило мы выработали для себя за много лет практики.

Как определить направление древесных волокон на заготовке

Если направление древесных волокон на вашей заготовке явно не видно, то никак. Просто воспользуйтесь еще одним нашим универсальным правилом.

Все заготовки за редким исключением мы шлифуем в горизонтальном направлении. Поставив заготовку матрешки на стол, вы ведь явно увидите, где у нее верх, где низ, и что стоит она сейчас вертикально? Вот сверху вниз - вертикально - заготовки категорически не шлифуются, потому что это будет шлифовка вдоль волокон. Так, горизонтально, поперек волокон, мы шлифуем матрешки, неваляшки, круглые шкатулки.

Как шлифовать матрешки

На иллюстрации белой стрелкой показано направление шлифования.

В иных случаях, когда заготовки плоские или это плоская крышка шкатулки, а также явное направление древесных волокон не заметно, следует сначала попробовать потереть наждачкой маленький участок. Обычно, если тереть вдоль волокон, зерна наждачной бумаги оставляют длинные следы, царапины.

Шлифование заготовки до и после

К вопросу шлифовки мы подходим очень тщательно, к чему и вас призываем. Чем качественнее произведена шлифовка, тем проще пойдет роспись и качественнее окажется готовое произведение. Мы шлифуем, стараясь не пропустить ни одного миллиметра, а особое внимание уделяем выемкам, углублениям, изгибам, как самым проблемным для росписи участкам.

После шлифовки обтираем поверхность заготовки рукой или тряпкой (очень удобно использовать тряпичную перчатку), и делаем проклейку. Конкретно о проклейке и грунтовании читайте в соответствующей статье; дважды о проклейке рассказывать не будем. Скажем лишь, что проклейка необходима для укрепления поверхности, склеивания поднятого первой шлифовкой ворса с последующим его снятием второй шлифовкой. Если проклейку, склеивание ворса, не произвести и не снять его, он поднимется, как только вы коснетесь мокрой кистью заготовки.

Итак, после первой шлифовки проклеиваем заготовку, просушиваем до полного высыхания. Для полного высыхания заготовок из липы обычно требуется не менее 3 часов. Никогда не пытайтесь форсировать процесс, ставя заготовки сушиться возле источников тепла: радиатор отопления, печь, огонь, солнце. Это значительно ухудшит качество заготовки - гарантия сто процентов. Поэтому просушивание всегда делается естественным способом при естественных условиях.

Важно!!! Половинки матрешек по отдельности не проклеиваются и не шлифуются. Куклы многоместного комплекта шлифуются в собранном виде, каждая отдельно. До окончания всех работ с многоместным комплектом матрешек куклы вскрывать нельзя!

После высыхания клея делается последняя шлифовка с целью снять склеенный ворс. Можно воспользоваться той же потертой наждачкой, которая использовалась при первой шлифовке. Шлифуйте со всей тщательностью, ибо от качественной шлифовки зависит качество готового изделия. Вы ведь вы не хотите заниматься халтурой, не правда ли?

Тэг: Технология росписи
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...