Урок росписи матрешки на плоской поверхности

Автор: 06 марта 2012 в 12:24 в рубрике

Мастер-класс росписи, или если хотите урок росписи матрешки создан специально для начинающих. Наш первый урок "Расписываем матрешку" предназначался для людей все же более подготовленных. Вся сложность росписи матрешки для начинающих в том, что классическая матрешка круглая. В этом уроке мы будем расписывать матрешку на плоской доске.

Готовая доска-матрешка

Мы сочетали в данном уроке нужное с полезным. Роспись матрешки на доске предназначается только лишь как выставочный образец. Он для продажи не предназначен и будет стоять в одном магазине под стеклом. Пользуясь случаем и предоставленной возможностью мы задокументировали процесс росписи матрешки на плоской доске, потому что он может оказаться полезным для тех, кто только начинает свои нелегкие шаги в подобном роде деятельности. Прежде, чем начать расписывать матрешки классических форм и портить их, попробуйте сначала сделать это на плоскости.

Сразу оговоримся, что заказанный у нас выставочный образец росписи матрешки никакой художественной ценности не имеет. Совсем. Матрешка на доске - просто образец, и образец того, как можно быстро из подручных средств самому расписать подобное изделие.

Доску подобную можно купить в магазинах товаров для художников. Такие доски не из фанеры делаются. Это доски из массива липы обычно. Бывают разных размеров. Наша - 360 х 190 мм. Обращаться с такими досками надо осторожно, потому что возможны сколы. Также их лучше не грунтовать вовсе, поскольку доски выгнет от воды дугой и потом вы их не выправите. Так что с водой по-осторожнее.

Теперь по делу, то есть по шагам. Иными словами, "Расписываем матрешку". Часть 2.

Первым делом заготовку необходимо хорошо ошкурить. Сначала зачищаем крупной наждачкой, затем мелкой. Пыль древесную осталось сдуть в окно смести и можно наносить подготовительный рисунок карандашом. Прямо на доске без всяких калек рисуем то, что мы хотим видеть.

На заметку. Очень лирическое отступление.

Мы заметили, что часто лица русских матрешек напоминают по своим пропорциям буддийский канон рисования лиц. Имеется в виду сетка, по которой лицо расчерчивается, так что можете воспользоваться. Посмотреть можно в статье о монгольской иконографии.

Подготовительный рисунок для росписи матрешки

Когда подготовительный рисунок карандашом сделан, можно начинать расписывать. Обычно я начинаю роспись матрешки с лица и рук, слегка нанося в самом начале "средний тон". Этот подготовительный красочный слой должен быть очень прозрачным и не должен сильно тонировать дерево. Пока участок лица еще сырой, наношу в нужных местах более темную краску, чтобы подчеркнуть тени, выделить объем. Сразу же наношу румяна на щеки. И помните, не переусердствуйте с водой. Мочить доску категорически не рекомендуется.

Пишем лицо и руки матрешке

Добавляем блики белой гуашью, но не густо, а тонким прозрачным слоем, и только там, где нужно. Обычно живописцы наносят блики на выдающихся частях лица (нос, подбородок), на частях пальцев, которые расположены ближе к зрителю. Сделаем так же, ведь чем мы не живописцы. Этим мы добавим большего объема и выразительности к росписи лица будущей матрешки.

Пишем лицо матрешки и руки

Тени больше трогать не нужно, и настало время полностью написать лицо нашей матрешке.

Что мы делаем? Мы прорисовываем глаза: закрашиваем белки глаз белилами и придаем им объем, прорисовываем зрачки, закрашиваем и прорисовываем губы. Затем следует более тонкая работа над лицом будущей матрешки: тонкой кистью очерчиваем рисунок глаз, губ, пишем ресницы. Потом пальчики на руках. И опять же только там, где это действительно нужно. Примерно так, как на фотографии ниже.

Кстати, нечто вроде косметики на веках матрешки сделано перламутровой гуашью.

Как нарисовать лицо матрешки

Следующим шагом приступаем к локальному закрашиванию больших участков рисунка. Все только акварелью. Платок закрашиваем нежно-голубым цветом, похожим на лазурь, сарафан чистым ультрамарином.

Закрашивать по рисунку необходимо очень аккуратно, поскольку акварель все же течет.

Область рисунка, где будет рубашка нашей матрешки, закрашиваем белой перламутровой гуашью в несколько слоев. Это будет "глухой" участок, где текстура дерева не будет видна. Сразу же намечаем складки на платке и сарафане. Я делаю это плоской кистью: один край кисти окунаю в краску, второй край оставляю сухим и чистым. Складки затем пишутся движением кисти, поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. На словах это объяснить трудно, так что пробуйте.

Затем закрашиваем хлеб. Таким же образом, как складки на сарафане рисуем складки на рубашке. Придаем больше объема караваю. Белой темперой лессировками высветляем на рубашке складки.

Раскрашиваем матрешку

Расписываем разделочную доску

Теперь приступаем к самому интересному, а самая интересная процедура во всей росписи матрешки - декорирование. Мы начнем придавать нашей росписи детализацию за счет декора.

Начнем.

Серебряным контуром рисуем орнамент из растительных завитушек на вырезе сарафана и манжетах рубашки. Благодаря тому, что мы используем контур, рисунок в этих местах получится объемный.

Декоративные элементы росписи матрешки

Заливаем темным ультрамарином фон между завитушками орнамента на вырезе рубашки и манжетах. Пространство в некоторых мелких замкнутых элементах заливаем красным. Заметьте, замкнутые элементы я делала намеренно, чтобы они напоминали как-бы ягодки. Если в орнаменте вы будете использовать две или более краски, то вам нужно позаботиться о том, чтобы нужные участки рисунка контуром были замкнуты, потому что нет никакого интереса делать орнамент из затекшей друг в друга краски.

Декоративные элементы росписи матрешки

Мы расписываем матрешку, и далее декорируем одежду, мягко говоря, примитивным узором. У меня это множество раз повторяющийся контурный цветочек с лепестками, а в нижней части выреза рубашки обозначена полоса кружева. Весь этот примитивный декор делался одной краской, то есть и на сарафане и на рубашке цветочки вырисованы одной темно-голубой краской. Чтобы краска нормально крыла, я брала темперу, но смешивала ее с более жидкой акварелью. Тогда и темпера вроде жидкая, и краска хорошо кроет по фону.

Декоративные элементы росписи матрешки

Теперь минутку внимания. Нанося орнамент, я учитывала визуальный объем ранее нарисованных складок на одежде, что придало им больше объема. Обратите внимание на этот важный момент. Как сделать смотрите на фотографии.

Декоративные элементы росписи матрешки

Платок декорируем белой темперой. Чтобы подчеркнуть воздушность ткани платка, орнаментов на нем рисуем меньше, и сами элементы орнамента не такие большие. Единственно, по краю платка можно дать полосу растительного орнамента более плотно.

На этом же этапе рисуем на каравае солонку, ставим блики и намечаем волосы.

Еще один интересный момент декорирования: серебрянной гелевой ручкой по всему орнаменту ставим небольшие точки. Под лаком потом они будут отблескивать.

Расписываем матрешку

Как нарисовать лицо матрешки

Из всей росписи у нас остался один пустой участок. Это пространство вокруг головы, где мы ничего не закрашивали, оставив чистую нетронутую текстуру дерева. Мы и не будем ее закрашивать, а просто нарисуем там легкий цветочный узор.

Белой гуашью в технике один мазок я написала цветки розы. Получился такой призрачный полупрозрачный узор, причем он разный с левой и правой стороны.

Растительный орнамент на разделочной доске

Растительный орнамент на фоне разделочной доски

Осталось покрыть изделие лаком. На следующих фотографиях матрешка до лака и матрешка после лакировки.

Готовая роспись на разделочной доске

Готовая лакированная роспись доски

На сегодня "мастер-класс" "Расписываем матрешку 2" закончен. Ждите продолжения, но не скоро.

Тэг:
Комментарии (2)
Майя 07 июля 2013 в 17:23
Сейчас вся писанина в интернете устроена так, будто все посетители - дети, и им обязательно надо ответить на все детские вопросы "почему", да "как". Нужно вырабатывать какой-то иной подход, чтобы на ответ вызывать не знания, а поэзию, живопись.
Наталья 12 января 2024 в 00:28
Майя, именно. При этом, всё это называют Мастер класс. Серьезно? Поголовно сплошные художники? Фантазия бедная, оригинального нет почти ничего. Пока не нашла для себя того, чему хотела бы следовать.
Написать комментарий...