Индустриализация французской фотографии после 1860 годов

Автор: 24 сентября 2013 в 14:11 в рубрике

Пятидесятые годы 19-го века считаются "золотыми" в искусстве фотографии. К этому периоду фотохудожники уже осознали все преимущества, которые давала фотография, знали все технологические тонкости фотографического мастерства, умело применяли химические средства для тонирования снимков, их раскрашивания. Значительно увеличились максимальные размеры фотокарточек, стало возможным производить большие принты для избранного круга артистов и богатых покровителей.

60-е годы 19-го столетия ознаменовались обширными изменениями фотохудожественной среды. Вместо ручного смешивания химических ингредиентов, руководствуясь личной рецептурой, у фотографов появилась возможность покупать готовые реактивы в магазинах, включая фотобумагу с уже нанесенным на нее светочувствительным слоем, а также все расходные материалы. Рынок все чаще радовал появлением снимков более высокого качества, а стоимость их неуклонно снижалась. Большинство технологических тонкостей, подобных тщательно подбираемому составу реактивов, оптимальные условия освещения, перестали иметь прежнее значение.

Шарль Бодлер, фото Этьен Карьят, 1863 Штудии листьев на фоне кружева с цветочным узором

Слева Шарль Бодлер. Этьен Карьят, 1863. Вудберитайп для книжной иллюстрации. Справа Штудии листьев на фоне кружева с цветочным узором. Чарльз-Ипполит Обри, 1864.

Благодаря экспериментаторскому усердию отдельных умельцев, искусство фотографии обогатилось арсеналом различных художественных средств. Например, А.-А.-Е. Десдери (1818-1889), объединив на подвижном шасси несколько объективов, мог получить восемь экспозиций одновременно на одной фотопластине. Затем Десдери разрезал лист на восемь частей, получая, таким образом, восемь одинаковых по размеру фотокарточек. Кстати, эта технология стола прототипом и определила размер современной визитной карточки.

Наряду с "визитными карточками" у фотографов появилась еще одна причуда - стереография. Делаются два почти идентичных вида, отличающихся лишь смещением позиции второго кадра относительно первого. Фотокарточки затем приклеиваются рядом и рассматриваются в стереоскопе, имитирующим бинокулярное зрение. Мозг, совмещая оба изображения, создает в сознании иллюзию трехмерности. Стереоскопические фотокарточки делались маленькие, площадью всего 2-3 дюйма.

Фотографы гордились этим новым изобретением, однако стереография не прижилась в сфере искусства фотографии, а осталась лишь в рамках научных исследований, оптических игрушек и философского инструмента. Потому больших форматов стереоскопические фотографии встречаются крайне редко и представляют собой преимущественно простенькие виды на Эйфелеву башню, горы, экзотические сценки.

Многие фотографы были чрезвычайно темпераментными натурами, но эстетически плохо подходили к поставленной задаче. Этодар Бальдус, например, стремился "поглотить" собой рынок, выпуская огромное количество низкого качества фотоснимков "за гроши". В результате его стремления закончились банкротством. Надар, напротив, отдал свою студию полностью под "власть" персонала, и результат превзошел даже скромные ожидания, когда за работу взялся целый штат сотрудников. Некоторым же фотографам пришлось уйти из профессии.

Пристань в устье реки Адур Князь Лобкович, Андре-Адольф-Эжен Десдери

Слева Пристань в устье реки Адур, порт Байонна. Луи Лафон, 1892. Справа Князь Лобкович. Андре-Адольф-Эжен Десдери, 1858.

Академизм, фотография-пособие для художников

Академизм, фотография-пособие для художников. Луи Иго, 1880.

Бурный технический прогресс 1860-1870 годов ознаменовался не только ростом и процветанием коммерческих фотостудий, но появлением на сцене художественной постановочной фотографии. В этот период работают такие личности, как эксцентричная графиня де Кастильоне, Пьер-Луи Пирсон, Джулия Маргарет Камерон, увидевшая в искусстве фотографии средство выражения литературных и библейских идеалов. Александр Гарднер, Джордж Барнард, и другие фотографы Гражданской Войны в США использовали фотографию как мощное средство документирования истории. Тимоти О'Салливан и Карлтон Уоткинс исследовали пейзажи американского Запада и создали новые парадигмы для жанра, сами того не подозревая. Томас Икинс интегрировал фотографию в науку и практику изобразительного искусства.

За четверть века с момента изобретения, фотография глубоко проникла в общественную жизнь. Среди памятников фотографического искусства, однако, встречаются работы не только именитых мастеров и виртуозов своего дела. Огромное количество художественных снимков сделаны любителями и теми, кто сознательно отходил от общепринятых правил, не обращался к коммерческой практике, но занимался творчеством для души, самовыражался, или использовал новейшую визуальную технологию исключительно для работы, подобно Луи Лафон.

Тэг: История фотографии
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...