Carte-de-Visite - разновидность фотографического формата середины 19 века, впервые упомянутый в книге "Руководство фотографа: Практический трактат" в 1862 году. Название происходит от французского словосочетания, буквально означающего "карточка посетителя" (совр. "визитная карточка").
Появление более дешевой технологии печати и оформления Carte-de-Visite кардинально изменило потребительские свойства фотографии, сделало искусство доступным широким массам. Фотоснимки приобрели более естественный вид, нежели классический "черный" тинтайп, или переливающийся цветами радуги даггеротип. Материалы - обыкновенная бумага и картон - стоили дешевле и были удобны в работе. Относительная дешевизна и удобство значительно снизили себестоимость фотографии.
Классический Carte-de-Visite периода гражданской войны. Портрет женщины, 1862.
Carte-de-Visite позволял тиражировать снимки. Если раньше каждый фотоснимок являлся уникальным, единственным в своем роде, то отныне потребитель мог купить несколько копий произведения и делиться искусством с друзьями и родственниками. В 1870 г. в Америке рекламировалась услуга печати фотографии всего за один доллар.
Отныне коллекционирование семейной фотографии становится традицией. Массовыми тиражами производятся первые фотоальбомы, инициировавшие коллекционную деятельность, продолжающуюся до настоящего момента.
Характеристики Carte-de-Visite
Фотография воспроизводилась на тонком листе бумаги и затем приклеивалось к плотному картонному паспарту большей площади, имеющего вытянутый вертикальный формат. Габариты паспарту диктуют конкретный фиксированный размер готового изделия, всегда постоянного, составлявшего, примерно, 6.3 х 10.8 см. Иногда соотношение высота-ширина варьируется в пределах пары миллиметров вследствие характерности разрезания картона того или иного фотографа. Однако преимущественно они все одинаковые, отчасти благодаря размеру альбомного слота.
В большинстве случаев фотоснимки имеют тон сепии.
Частый гость на паспарту - налоговые марки, выпускавшиеся для покрытия нужд гражданской войны. Закон требовал присутствия на фотоснимке специальной проштампованной марки. Датировка на штемпеле марок - прекрасное подспорье современным исследователям в восстановлении хода истории.
Специфика формата
Примечательными особенностями выделяются следующие:
- уголки;
- толщина паспарту;
- размер приклеенного изображения;
- линейная отбивка;
- студийный реквизит и фоновые декорации.
Слева: "Мальчик с игрушкой", 1864. Справа: "Фотография в овале", 1879.
Уголки
До 1879 преимущественно использовались гораздо менее восприимчивые к износу и повреждениям закругленные уголки. Иногда уголки закруглялись "промышленным" способом (непосредственно в студии), но зачастую уголкам карточек придавали скошенный или небрежный округлый вид ножницами сами владельцы.
Размеры изображения
Ранние камеры и объективы не позволяли создавать большие четкие изображения. С развитием техники фотокамеры и объективы заменялись на более современные, технологичные, но не все фотографы обновили технический арсенал одновременно. Отсюда до определенного момента встречаются и маленькие и большие фотоснимки, приклеенные на паспарту. Данное обстоятельство определяет разницу площадей полей.
Линейная отбивка
Самые ранние Carte-de-Visite создавались без отбивки. Примерно с 62-го года появляется тонкий контур, следующий по периметру снимка. В 64-м двойная линия (тонкая внутренняя и внешняя потолще). В начале 70-х вошел в моду толстый контур, но потом линейная отбивка снова исчезла.
Студийный реквизит и фоновые декорации
До конца 60-х фоновые декорации не использовались. Фон оставляли обычно сплошной черный или белый, а реквизит - простейшие предметы мебели: кресло, журнальный столик. Около 1870 фотографические студии переходили от создания элементарных снимков к художественным композициям, интерьерным постановкам. Соответственно значительное внимание уделялось декоративному фону и убранству, многочисленным украшательствам.