Даггеротипия - технология и формат фотографической печати на медной пластине, покрытой светочувствительном слоем.

Технология впервые представлена в 1839 году французским коммерческим художником и театральным деятелем Луи Жак Манде Даггером. Художник разработал инновационный для викторианской эпохи технологический процесс, состоявший в экспонировании светочувствительного серебряного покрытия, нанесенного тонким слоем на медную пластину прямоугольной формы.

Дальнейшую разработку и усовершенствование метода Даггер продолжал десять лет, после чего метод был опубликован и стал доступен широкому кругу фотографов. В ознаменование осуществления технологического прорыва Даггер удостоен пожизненной пенсии решением правительства Франции.

Классический даггеротип

Ни иллюстрации слева направо: классический даггеротип, проявление свойства зеркала при рассматривании под углом, появление радуги.

Характеристики даггеротипа

Даггеротипия легко узнается даже неискушенным тонкостями фотографического искусства наблюдателем. Фотографическая пластина обладает свойством зеркала, вследствие особенностей серебрянного слоя, осажденого на лицевой поверхности. Если рассматривать снимок под определенным углом, появляется эффект радуги.

Основные размеры, примерно, 6.5 х 9.1 и 5 х 6.35 см.

Устройство Даггеротипа

Фотоснимок обычно помещался под "коврик" (декоративная рамка) и накрывался сверху куском стекла. Поверх стекла устанавливалась латунная рамка, получившая название "Хранитель". Декоративная рамка вместе с хранителем напоминает оклады старых православных икон. Латунной фольгой обертывали вместе стекло, коврик и фотоснимок. Получаемый таким образом "пакет" вставлялся деревянный или термопластичный корпус.

Упаповка даггеротипаПоследовательность упаковки фотографии

Классический даггеротип - сложное устройство специального оформления и "упаковки" фотоснимка. Состоит из нескольких деталей:

  • коврик (декоративная рамка);
  • хранитель (оклад);
  • футляр.

Форма коврика и текстура

Понятие "коврик" происходит от англ. cover. Это в сущности декоративная рамка, имеющая определенную текстуру. Форма и текстура отделки ее внешнего вида помогают получить представление о дате производства того или иного даггеротипа, поскольку особенности декоративной отделки претерпивали существенные видоизменения.

Разновидности рамок для фотографий

Иллюстрация показывает некоторые разновидности латунных рамок:

  • 1. Восьмиугольная "Галька" и овальный "Песок" стандарта 1840-х гг.
  • 2. Нонпарель середины 1840-х и двойной эллиптический 1850-го.
  • 3. Овальный с гравировкой и овальный с травлением.

Самые ранние прототипы ковриков чрезвычайно просты, тяжелы и грубы. Представляли собой прямоугольники с вырубленными овалами или восьмиугольниками. Лицевую поверхность украшали текстурой типа "галька" (примерно 1845 г.). Чуть позже изготавливали рамки с текстурой типа "песок" и различными вариациями внутреннего выреза.

С начала 50-х лицевая повержность ковриков приобретает гладкость, иногда гравировку.

Характерная особенность: толщина латунного листа постепенно уменьшалась.

Оклад фотографии

Ранние даггеротипы оформлялись лишь с помощью декоративной рамки и стекла. Оклад (хранитель) впервые встречается на даггеротипах, датируемых около 1847 г. Это повсеместно распространенная часть стандартной обсадки фотоснимков, обычно украшенная простейшим узором.

Оклад - тонкая длинная полоска латуни, верхний край которой соответствующим образом отделывался и служил частью декоративной отделки, а оставшаяся часть служила утилитарным нуждам упаковки фотоснимка. Материал требовал бережного обращения и определенной сноровки в процессе оформления, поскольку тонкий лист латуни был склонен к разрыву по углам.

Даггеротип

На иллюстрации типичная модель обкладки образца 1850 г. и упакованный даггеротип, вставленный в футляр

Футляр для фотографии

Футляры изготавливались преимущественно из дерева и представляли собой коробку, обтянутую кожей. Позднее футляры производились из опилок, смешанных с лаком (композитный материал). Этот материал, подобный современной древесно-стружечной плите или оргалиту, называли термопластикой. Термин "термопластика" происходит непосредственно из технологического процесса: смесь опилок с лаком сначала нагревают, а затем штампуют.

Внутри футляр обыкновенно выкладывался войлоком, обтянутым бархатом, иногда шелком.