Мордовский орнамент. Вышивка рубах и распашной одежды.

Автор: 26 мая 2010 в 14:23 в рубрике
Страница 2 из 2. Список глав

Композиция и орнаментальный состав вышивки нательных рубах и верхней распашной одежды

Основу композиции наплечных вышивок эрзянских панаров составляет ромб, обращенный одной вершиной к шее, а противоположной - к руке. На обыденной одежде ромбы небольшие, часто обозначенные контуром со сплошным заполнением его площади стежками нитей определенного цвета. Подчас в контуры ромба вписываются еще несколько фигур, восьмиконечные звезды, косые и прямые кресты, решетка. Фигуры, вписанные в базовый ромб, как правило, имеют расплывчатый контур. На праздничных и обрядовых нарядах фигура ромба в наплечных сюжетах значительно увеличена в размерах, композиционное построение общей ромбовидной фигуры наплечной декорации довольно сложное, особенно на старинных экземплярах одежды.

Основу ромбовидной композиции составляет обыкновенно тетрагон, несколько реже - косой крест. По углам и в центральном ромбе размещаются восьмиконечные розетки. В ромбовидных композициях, построенных на основе косого креста, восьмиконечные розетки размещаются в промежутках лучей креста. Чистое пространство в таких ромбовидных композициях заполнялось различными декоративными элементами, по форме сходными с фрагментами восьмиконечных розеток. Вся ромбовидная композиция по внешнему контуру вышивалась декоративным швом в технике росписи. На обрядовой одежде наплечная вышивка, в структуру которой входил ромбоид, значительно усложнялась. От угла центрального ромба на грудь опускалась еще одна фигура - полуромб. Основание этой розетки располагалось внизу, а композиция ее повторяла композицию центральной розетки. В прямых углах, образованных ромбом и полуромбом, вышивались полуромб (основанием вдоль шейного разреза), а в другом углу - небольшая розетка, построенная на основе ромба или косого креста. Орнаментальные мотивы добавочных полуромбов и ромбов отличаются от центральных розеток. Контуры фигур наплечных и нагрудных розеток разграничиваются черной или темно-синей шерстью, а сами фигуры заполнялись красным цветом.

Рудименты розеток встречаются и в будничных рубахах. Все особенности, характеризующие состав орнаментальных мотивов, их композицию на покаях, повторяются и в будничной одежде. Наплечные розетки являлись центральными фигурами и вокруг шейного и нагрудного разрезов. Занимая всю грудь, нагрудный декор опускался до конца нагрудного разреза и представляла собой полосы продольных украшений разной ширины. Состав орнаментальных мотивов полос продольных украшений довольно ограничен: ромбы, расположенные в два - четыре ряда, косые кресты и реже - квадраты. Сравнивая полосы продольных вышивок на эрзянских и мокшанских рубахах, следует отметить, что техника росписи встречается и на эрзянских рубахах, но реже. Фигуры же ромбов, характерные для тех и других, имеют ступенчатые контуры, часто содержат диагонали и прямые, соединяющие середины противоположных сторон. Но элементы узоров на эрэянских панарах и покаях выполнялись толстой шерстяной нитью и густо заполняли весь фон, создавая эффект выпуклой, рельефной вышивки. И если на мокшанских панарах контуры орнаментальных мотивов выделялись техникой росписи, то на эрзянских покаях они подчеркивались цветом, как правило, темно-синим или черным на общем красном или кирпично-красном.

Птицы на бляхах мордвы из могильниковРис. 16. Птицы на бляхах мордвы из могильников 8-11 вв.

Если наплечная вышивка, композиционно связанная с нагрудной и нарукавной, требовала из-за большой площади крупных орнаментальных мотивов и сплошного заполнения фона между ними, то около шейного разреза - четкого окаймляющего бордюра. Располагался бордюр между двумя параллельными линиями и выполнялся черными нитками. В набор декоративных украшательств входили ромбы, ромбы с продленными, продленными и загнутыми сторонами, их элементы. Совпадает и техника вышивания.

Продольные полосы вышивок на покаях имелись спереди и сзади. Количество варьировалось и зависело от назначения костюмов, но по составу орнаментальных мотивов и технике исполнения на отдельной рубахе они совпадали.

На будничной одежде мы уже не наблюдаем эволюции наплечной вышивки, переходящей в нагрудную. Зато появляется традиция увеличения размера украшения, окаймляющего декольте. По составу орнаменталистики она меняется. Преобладают ромбоиды с продленными сторонами и производные от них элементы и внешние контуры орнамента. Они подчеркиваются только цветом, фон заполняется шитьем, небольшие просветы остаются лишь между рядами бордюров, зачастую формируя какой-либо негативный орнаментальный мотив. Состав орнамента упрощается: повторяющиеся квадраты, зигзаги, ромбы. Внешние края вокруг разреза чаще всего оформлялись в виде бордюров из зигзага или полуромбов с продленными сторонами. Техника вышивания применялась одинаковая, а по внешнему виду многие орнаменты на панарах эрзи сходны с ткаными узорами.

Декорация спереди композиционно делится на три части. Верхняя окаймляет шейный вырез, нижняя - группируется окрест имитации разреза, а пространство меж ними занимает продольная орнаментация (средняя часть). По колориту, технике вышивания и общему составу декорации похожи, а композиционно значительно отличаются друг от друга. Композиция верхней части связана с шейным вырезом и наплечниками. Параллельно краям выреза и до конца его с плеч опускаются полосы продольных вышивок. Общая композиция средней части вытянута вдоль центрального шва. У покаев она достигает 20-25 см и разделена по горизонтали на секции. Сюжеты средней части - квадраты с диагоналями, косые крестики, ромбы, фрагменты восьмиконечных розеток-звезд. Продолговатые прямоугольники-секции декора на покаях чередуются по цвету: черные (или темно-синие) прямоугольники с красными.

На будничных рубахах отделка иная: полосы бордюра, примыкая к центральному шву, проходят вертикально и состоят из зигзагов, ромбов, ромбов с продленными сторонами.

Фрагменты орнаментации подола спереди женской рубахиФрагменты орнаментации подола спереди женской рубахи покай. Техника вышивания - косой стежок, роспись, набор, ковровый шов, "звездочка".

Нижняя часть убранства по композиции сложнее средней: два вытянутых вертикально прямоугольника, в которых бордюры проходят горизонтально. Прямоугольники вышивок по технике исполнения и по составу шитья кардинально отличаются от отделки по подолу. Орнаментальные фигуры в прямоугольниках вдоль срединного шва и имитации разреза выполнены аналогично наплечным: контуры выполнены черной ниткой, а сама фигура заполнена красным цветом; контуры фигур настолько плотно примыкают, что белый фон холста практически не просматривается. В углах по подолу и вдоль псевдоразреза появляются крупные изображения квадратов. От квадрата вверх поднималась неширокая полоска, заканчивавшаяся небольшой розеткой в форме ромба или восьмиугольника симметрично относительно центрального шва. В вышивании на панарах сохранились рудименты подобной композиции: нижняя отделяется от центральной узкой горизонтальной полоской, которая на концах заканчивается треугольными или ромбовидными композициями. На более ранних экземплярах панаров нижняя отделка отделялась от центральной планкой из твердого материала (скрепляла верхний конец разреза на подоле), а около концов планки вышивались небольшие треугольники.

По составу орнаментальных мотивов имитация разреза на панарах отличается от орнамента по подолу, а по технике - совпадает. Отличие разреза на панарах от орнамента на покаях то же самое, что и в центральных: уменьшение площади, замена крупных орнаментальных фигур, объединенных в рамках прямоугольников на узкие полоски бордюров.

Оригинальным композиционным центром являются две крупные розетки треугольной формы, композиционно завершающие продольные полосы, идущие сзади от наплечных орнаментов к подолу. По композиции и составу орнаментальных мотивов, по технике исполнения розетки часто совпадают с наплечными розетками, но несколько крупнее. Поэтому их композиция изредка усложняется: например, если наплечная розетка построена на основе косого креста или ромба с четырьмя восьмиконечными розетками по углам, то треугольная розетка (полуромб) на подоле часто строится уже на основе косой сетки, в каждой ячейке которой - крест или восьмиконечная розетка. Основание этих розеток располагается всегда на полосе бордюра по подолу. Бордюр преимущественно выполнен черными или темно-синими нитками, а в состав орнаментальных мотивов входят ромбы в разных вариантах и их производные. Все пространство сзади между треугольными розетками сплошь вышито, а по высоте эта полоса достигает вершин треугольных розеток, и располагается на полосе бордюра по подолу. Техника вышивания этой полосы идентична технике вышивки полос наплечных и нарукавных, нагрудных, отсутствует очерчивание контуров орнаментальных фигур, они выделяются техникой вышивки, цветом. В составе орнаментальных фигур - небольшие квадраты черного или темно-синего цвета по красному фону. Рудименты подобных полурозеток сзади на подоле встречаются и на эрзянских панарах. Но там они выражены слабее, часто - рудиментарно. Техника их вышивания совпадает с техникой вышивания бордюра по подолу, центральной и всех других локальных вышивок панара, то есть орнаментальные мотивы не имеют внешних подчеркнутых контуров и выделяются только цветом и техникой. Лишь на панарах из Большеигнатовского района и ряда районов за пределами Мордовии розетки на подолах сзади имеют ступенчатые контуры с включением в эти контуры орнаментальных мотивов с подчеркнутыми контурами, что характерно для техники вышивания подобных фигур у мордвы-мокши.

Своеобразием отличается отделка на обшлагах рукавов, завершающая широкую полосу продольной нарукавной. Наплечная вышивка, отходящая от угла ромба, часто заключалась в пространство между двумя параллельными линиями, которые продолжались по рукаву до обшлагов. Техника вышивки наплечных и нарукавных вышивок та же, что и по подолу между двумя полурозетками сзади на подоле. Состав орнаментальных мотивов - ромбы, реже квадраты, зигзагообразные фигуры, выделенные не контуром, а черным или темно-синим цветом по красному фону. Орнамент на обшлагах покаев занимает до одной трети рукава, а по составу часто повторяет орнамент вдоль центрального шва. Преобладает мотив восьмиконечной розетки, вернее - ее фрагментов, попарно соединяющися тонкими перемычками, усложняющихся добавочными элементами. Фон просматривается в виде утонченных зигзагов, разделяющих всю работу на четыре-шесть рядов широких зигзагов. Наплечные и нарукавные орнаменты на панарах значительно меньше по площади, техника вышивания та же, что и других локальных вышивок панара; среди орнаменталистики ромбы в разных вариантах, зигзаги, выделенные лишь цветом. Большой ромб, характерный для наплечных вышивок на покаях, значительно уменьшается в размерах, но увеличивается продольная наплечная вышивка, наблюдается отказ от сплошного заполнения фона. Наплечная вышивка разнится от нарукавной по составу символики, а место перехода одной в другую отмечается двумя короткими полосами продольных вышивок, опускающимися на грудь и на спину и заканчивающимися небольшими квадратными или прямоугольными розетками, несколько смещенными относительно оси симметрии продольной вышивки.

Фрагменты вышивания женской рубахи мордвыФрагменты вышивания женской рубахи мордвы-эрзи.

Геометрический орнамент архаичных экземплярах рубашек начала 18 века по площади занимает меньшее место, чем на рубашках 19 - начала 20 вв, нет сплошного фона, орнаментальные мотивы оконтурены. В композиции рисунка на покаях и панарах много общего и отличия наблюдаются лишь в площадях, занятых орнаментом, в технике вышивания, в составе символов. На рубахе архаичного покроя отсутствуют нарукавные и наплечные вышивки в виде продольных полос, нет широкой орнаментации на обшлагах рукавов. Наплечная (переходящая в нагрудную) и лицевая вышивки не имеют обобщающих контуров, сплошного заполнения фона. Наплечная построена на основе меандровидных и роговидных мотивов, лицевая на основе крупного рогообразного мотива, но с помощью декоративной отделки общая композиция ее приближается к ромбу со слегка усеченной одной вершиной. Поскольку в наплечниках отсутствует сплошное заполнение фона и крупные орнаментальные мотивы, объединенные в общую конструкцию, не примыкают друг к другу, вышивка выглядит ажурной, легкой, сходной с чувашской, марийской. Орнаментация вдоль центрального шва также имеет ажурный вид, геометрический орнамент; толщина элементов узоров совпадает по масштабу с невышитым фоном между узорами (обратимость узора). В составе орнаментальных мотивов антропоморфные и древовидные узоры, рогообразные мотивы. Бордюр по краю подола выполнен узкой полосой S-овидных и свастических мотивов, а вторая полоса бордюра выполнена из крупных элементов, построенных на основе косого креста, еще не составляющих непрерывную линию узора, прерываемую различными композиционными включениями (фигуры "деревьев"). Символизм дерева на рубахе более внятно просматривается в виде двух фигур, расположенных симметрично относительно лицевой, имитирующей разрез. Дерево показано стволом, четверкой ветвей со свастикой (как символ солнца) на вершине и концах ветвей.

Узкая полоса бордюра вдоль декольте выполнена в классической манере и использовалась в орнаментации всех групп мордвы: лаконичные геометрические контуры, соблюдение равноправия фона и узора, отсутствие заполнения контуров узоров, использование четырехгранников как модуля для построения большинства узоров. Мотив восьмиконечной розетки, характерный для покаев, является основной построения только одной полурозетки, примыкающей к декольте и заполняющей прямой угол, образованный наплечной розеткой и располагающейся в верхней части груди полурозеткой. Шесть восьмиконечных звезд этой полурозетки вписаны в треугольник. Свободное пространство между ними занято S-овидными и свастическими тематиками, и выразительно намечен общий контур ромба. Спереди вдоль центрального шва просматривается устремленность группировать орнаментальные мотивы в квадратах, но сплошное заполнение фона отсутствует. А в окаймлении имитации разреза, основу двух рядов бордюра составляют довольно редкие антропоморфные фигуры с поднятыми вверх руками и изображения водоплавающих птиц, предстоящих у дерева. Широкая полоса, окаймляющая подол, построена на основе ромба с продленными сторонами. Особой ажурностью отличаются обшлага рукавов, но там видна основа орнаментальных мотивов более поздних покаев: элементы восьмиконечных розеток и сами розетки.

Изображения деревьев и птицРис. 17. Изображения деревьев и птиц.

По своему положению и размерам нагрудные геометрические орнаменты, связанные с наплечными, относятся к обрядовым, охраняющим грудь женщины как источник жизни. Наличие подобного декорирования отмечено исследователями у марийского и чувашского народов. О характере этих нашивок как обрядовых, охраняющих грудь, можно высказать предположение, исходя из особой роли покая. Покай впервые одевался во время обряда совершеннолетия, когда девушка уже могла выходить замуж.

Возможно, отголосками этих представлений о назначении нагрудных орнаментов является наличие поте (сосок) - небольших вышивок поперек груди на ряде рубах из Атяшевского района.

Декоративная отделка на верхней распашной одежде из холста у мордвы-мокши практически не зафиксирована. У мордвы-эрзи орнаменталистика верхней распашной одежды получила значительное распространение. Распашная одежда мордвы-эрзи руця по локальным особенностям в расположении вышивок делится на три группы. Эти локальные отличия касаются величины и развитости нагрудных и нарукавных вышивок, объемов отделки подола и стана руци. Общей особенностью вышивок на руцях являются сплошное заполнение фона в бордюрах, выделение орнаментальных мотивов преимущественно цветом, а не контуром; преобладание простейших элементов: косых крестов, зигзагов, ромбов, квадратов, S-образных фигур. Обобщающие контуры использовались только для выделения крупных массивов вышивки, в частности нагрудной.

Своеобразием отделки выделяется папоняха - старинный праздничный шушпан мордвы-терюхан. В расположении вышивок на папоняхе наблюдается общность с орнаменталами покаев (наплечная восьмиконечная розетка) и панаров (нагрудная вокруг выреза на груди). Родственные украшения на обшлагах рукавов папонях и покаев. Однако по составу орнаментальных мотивов, технике исполнения нашивок на папоняхах отличаются от основной массы вышивок на покаях и панарах.

Общая тенденция развития народного орнамента мордвы - сокращение в размерах к началу 20 века, упрощение орнаментальных мотивов, замена вышивки кумачом, полосами узорного и браного тканья.

Тэг:
Комментарии (1)
chistylist 03 апреля 2018 в 04:13
Благодарю!
Написать комментарий...