Фотографы в Египте 19 века

Автор: 26 мая 2010 в 16:48 в рубрике

С конца 1700-х годов у европейской аристократической публики пробудился живой интерес к культуре Египта. "Дикий" и необузданный в своих нравах Восток будил воображение европейца. Одним из первых путешественников, который досконально документировал туристический "мистический" маршрут "к истокам цивилизации" и составил "Путеводитель по Египту", был Аи Левант.

В это же время многочисленные художники и писатели "кормили" публику экзотикой, почерпнутой из книг тогдашних востоковедов, ученых, археологов. Наполеон с командой придворных ученых опубликовал De L'Égypte - богато иллюстрированное многотомное издание, которое тщательно документировало места и памятники вдоль Нила.

В 1822 году Жан-Франсуа Шампольон расшифровал иероглифы, Огюст Мариэтт создан первый музей египетских древностей в Каире в 1856 году. К середине 19 века страна пирамид стала предметом не только изучения, но и вдохновения представителей искусства.

Но журналистов, инженеров, архитекторов, археологов и этнографов интересовали только факты.

Археология и фотография были еще сравнительно молодыми дисциплинами, когда Максим дю Камп и Гюстав Флобер пустились в путешествие по Ближнему Востоку в 1849 г. Следуя туристическим маршрутам многих других путешественников, друзья проплыли по Нилу от Каира до Нубии, а также посетили Палестину и Сирию, прежде чем отправиться домой через Афины и Рим.

Дю Камп прежде всего интересовался живописными изображениями повседневного быта египтян. С одной стороны, он не мог конкурировать с художниками, воспроизводящими на произведениях искусства все буйство красок Востока, завораживающий умы зрителей. С другой стороны, как любого другого ученого, фотографа интересовали факты. Конечно, предельно "сдержанная" палитра фотографического формата в серых или коричневатых оттенках не в состоянии передать краски, однако она могла во всех подробностях документировать события и явления.

Все фотографы, работавшие в Египте, кроме англичанина Фрэнсиса Фрита, выбрали технологию бумажного негатива на стеклянной пластине благодаря простоте обращения во время опасного путешествия и экстремальных климатических условий. В основном внимание уделялось ряду уникальных качеств египетского пейзажа, текстуре песка и сильных контрастов света и тени.

Для большинства фотохудожников произведения, созданные во время путешествий по Египту, стали лучшими фотографиями в их творческой карьере. Чаше всего фотографии представляли элегантные портфолио и предназначались для узкого круга "избранной" аудитории в Париже и в Лондоне.

Со временем, когда туристические поездки в Египет стали явлением не уникальным, некоторые фотохудожники, такие, как Вильгельм Хаммершмидт и Феликс Бонфилс, обосновались в Египте и открыли фотографические студии. С приходом организованного туризма, вояжи превращаются из "паломничества души" в экзотический отдых, и, следовательно, фотография рассматривается уже не как документальная, а как коммерческая (фотографические сувениры).

Ранние фотографии Египта, будь то дагерротипы, или отпечатки, сделанные по иным фотографическим технологиям, запечатлели волшебный момент, когда древняя цивилизация, будучи наполовину погребенной под песком пустыни, подобно Сфинксу, постепенно начинает открывать свои многовековые секреты.

Абу, 1850. Максим дю КампАбу, 1850. Максим дю Камп.

Максим дю Камп в период своего пребывания на Ближнем Востоке в 1849-50 гг. сделал фотообзор памятников и достопримечательностей, что хорошо документировано в его трудах. Журналист и публицист Максим дю Камп, не имея до поездки никакого понятия о фотографии, учился этому ремеслу у Гюстава ле Грея. Дю Камп, подобно учителю, предпочитал естественную непринужденную среду для фотографирования, документальную ясность, фронтальный полуденный свет. Фотография Абу в храме Рамзеса 2 принесла автору мгновенную славу.

Дети из деревни Калабша, Нубия, 1852 г., Эрнест БенекеДети из деревни Калабша, Нубия, 1852 г., Эрнест Бенеке (англичанин, 1817-1894)

Работы Эрнеста Бенеке стали известны миру только в 1992 году. Фотограф предпринял путешествие по Египту и Средиземноморью в 1852 году, вооружившись фотоаппаратом и заручившись поддержкой удивительно гуманного духа. Дю Камп и Феликс Тейнард побывали в Египте задолго до него, но они сосредотачивались на документировании памятников и ландшафта. Между тем Бенеке фотографировал жителей деревень и делал это с особой чувственностью и легкостью, что образы людей, запечатленных на фотографиях, помимо этнографической ценности, являются неподражаемыми произведениями портретного жанра.

Гробница Аменемхета, Бени-Хасан, 1851-52 гг., Феликс ТейнардГробница Аменемхета, Бени-Хасан, 1851-52 гг., Феликс Тейнард (франция, 1817-1892)

Инженер-строитель Феликс Тейнард побывал в Египте с целью обновления старой информации о местной архитектуре, собранной командой ученых Наполеона. Тейнард делал чисто архитектурные фотографии, и был поражен инженерным искусством египетских зодчих, размерами построек, материалами и убранством.

На фотографии вход в вырубленную в скале гробницу в Бени-Хасан (ок. 1900 г. до н.э.), 105 км вверх по течению от Каира. В качестве масштаба для измерения Тейнард использовал собственную трость, которую мы видим у основания правой колоны. Кроме того, трость фотограф использовал как личную подпись, но, в отличие от граффити справа, она была знаком временным, и не оскверняет памятник.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...