Инвестиции в искусство

Автор: 18 июня 2013 в 13:30 в рубрике

В стремительно развивающемся современном мире, наряду с сугубо "материальными" отраслями производства, включая интеллектуальные ценности, существует и развивается совершенно иная отрасль человеческой деятельности, которая называется "Искусство". Искусство в целом, не говоря о коммерческой стороне, включает в себя "производство" как нематериальных культурных ценностей (понятия о стиле, красоте и т.д.), так и материальных, начиная от литературных сочинений и заканчивая изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Тема инвестиции в искусство неоднократно рассматривалась с позиций вложения капитала в финансовые инструменты и бизнес-процессы, производящие произведения искусства. Вопрос пока полностью не раскрыт и задается с позиции перспективности данного направления. Инвестиции в искусство - обширная и весьма специфическая тема в силу многочисленных рисков.

Проблема первая: раскрутка

Что способен сделать сам автор предмета искусства для раскрутки своего произведения, чтобы его заметили, а инвесторы поверили, что через определенное время стоимость работ вырастет многократно? Достаточно ли одного таланта или нужны специальное образование и какие-то дополнительные качества?

Инвестиции в искусство как финансовый инструмент и есть вложение в раскрутку. Приобретение уже раскрученной вещи само по себе не дает существенного эффекта без приложения усилий к дальнейшей раскрутке и популяризации: участию в выставках, экспозиций на достойных площадках и т.д. Самостоятельно цена на статичную вещь не растет. Рост цены на произведение искусства начинается с появления и увеличения спроса на него. Аукционы в некотором роде провоцируют такой спрос, пиаря предстоящие торги, как в буклетах и каталогах, так и в прессе, возбуждая интерес потенциальных покупателей.

Работа может состоять в раскрутке как единственного, так и группы авторов (артели, цеха), отдельного произведения или серии произведений, коллекции, формирование которой - отдельное искусство и специфический бизнес в одном флаконе.

Талант, безусловно, необходим как первостепенное условие, однако пиар и легенда не менее необходимые составляющие инвестиционного успеха.

Художник, проводящий свою жизнь в созидании "искусства ради искусства" и его последующем созерцании в одиночестве, обречен на безвестность в своем веке, так и, возможно, в будущем. И хорошо, если у потомков художника достанет сообразительности публично заявить факт наличия и достоинств такой коллекции шедевров, что и станет началом формирования спроса на нее. Ну а если нет, - шедевры так и останутся никем, кроме мастера и членов его семьи неоцененными, бесполезными.

Проблема вторая: возврат средств

Возможно, первым и единственным средством извлечения прибыли и продажи произведений искусства являются аукционы. Инвестиции в искусство интересны больше с точки зрения доходности, однако аукционы преимущественно проводятся в рамках благотворительных акций. Приобретение картины на аукционе по баснословной цене расценивается как положительный шаг, но ее продажа ради возврата суммы инвестиций и перекрывающего дохода от вложений, расценивается как негативный шаг. Сгладить негативный имиджевый эффект способна лишь публичная трата части выручки на благотворительность. Отсюда становится понятно, что инвестиции в искусство рассчитаны на сотни лет, - это капитал внуков и правнуков.

Любые инвестиции предполагают планирование доходности. В этом состоит их коммерческая привлекательность, в отличие от различных акций, в том числе благотворительных, где инвестор, как правило, никак не может повлиять на стоимость вещи. Инвестиции в искусство как в бизнес-процессы, создающие культурные ценности, привлекательны с точки зрения роста стоимости вновь создаваемых ценностей и в существенной мере зависит как от качества предметов искусства, так и от легенды их сопровождающей.

Проблема третья: оценка

Открытыми вопросами остаются, например, на основании чего определяется "старинность", например, тех же монет? Древность монет еще не означает их высокой ценности. Так называемые "чешуйки" времен Алексея Михайловича не стоят практически ничего, а стоимость золотых червонцев первых лет советской власти переваливает за миллион рублей. А отдельные монеты начала 90-х годов 20 века стоят около 10 000 долларов.

Другой пример - почтовые марки и иные филателистические материалы. Как определить их художественную ценность?

Для возможности определения "старинности" и художественной ценности должны устанавливаться определенные жесткие требования к специалистам, проводящим технико-технологические экспертизы. Обычный реестр лиц, могущих проводить экспертизу, создаваемый на основе образования этих лиц, опыта работы, используемых методик при проведении экспертизы недостаточен. Ведь формально в реестр можно внести любого человека с профильным образованием и опытом работы, поскольку критерии оценки образования и опыта отсутствуют.

Следует подумать и об оценивании имущества. Способен ли обычный оценщик дать обоснованное заключение? Или это должен быть специалист определенной категории? Ведь принцип формирования оценочной стоимости - поиск предложений по равноценным объектам, а для произведений искусства и художественных ценностей подобрать равноценный объект крайне сложно.

Вопрос хранения художественного имущества не менее интересен. Например, картины требуют для хранения специально оборудованных помещений с поддержанием постоянной температуры и влажности. Хранить монеты необходимо в специальных ячейках из пластика без содержания ПВХ. Но если монеты чеканились из драгоценных металлов и ранее 17 века, то для их хранения необходимы специальные контейнеры из ценных пород дерева и т.д.

Иными словами, хранение предметов искусства - удовольствие дорогое. На каком основании будет производиться оплата хранения? По закону эти расходы будут отнесены к расходам ПИФ, но не слишком ли высокими окажутся издержки на содержание имущества и не слишком ли высоки будут риски инвестирования?

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...