Иконы Святого Георгия

, 10 июля 2017 в 10:22

Иконография Чуда Святого Георгия о Змие.

Иконы Святого Георгия из коллекции Британского музея. Живопись яичной темперой по левкасу на деревянных досках. Период с 15 по 19 в.

Черный Георгий

Черный Георгий

Яичная темпера, живопись по левкасу на деревянной основе, золочение, 77.4 х 57 х 2.8 см., Новгородская обл., 1400-1450 гг.

Эта икона больше известна под названием "Черный Георгий". Сам Георгий одет в кирасу и ярко-красную мантию, но скачет на черном коне. В правой руке держит копье, которым пронзает дракона, целясь в пасть. Композиция изображена на фоне из аурипигмента, имитирующего сусальное золото.

Конструктивно икона выполнена из двух досок, скрепленных сзади деревянными вставками, а также пять дополнительных вставок по длине стыка между досками. Желтый цвет фона был почти полностью удален в ходе предыдущих реставраций, но частично остался в нескольких местах. Левкас имеет регулярную сеть кракелюра, и в нижней части позднюю вставку левкаса. Оригинальный слой краски слегка истерся, на нимбе присутствуют остатки сусального золота. Местами есть пробои в краске, а также следы поздней перемалевки, нижний край доски поврежден.

Особенность этой иконы - изображение черного коня.

Икона была обнаружена в 1959 году в небольшом селе Ильинский Погост на реке Пинега (приток Северной Двины). Служила в качестве створки окна. Первая реставрация произведена в московских реставрационных мастерских в 1960 году.

Чудо Святого Георгия о Змие

Георгий в кирасе

Яичная темпера, золочение, живопись по левкасу на деревянной основе, 65,5 х 49 х 6 см, Великий Новгород, начало 16 века.

Святой Георгий, одетый в кирасу, изображается скачущим на белом коне на фоне скалистого пейзажа, окрашенного тремя цветами. В правой руке держит копье, вонзающееся в пасть повергнутого дракона. В левом нижнем углу показан вход в черную пещеру, из которой дракон выползает. В правом верхнем углу небольшой сегмент неба, изображенный синей краской, из которого появляется рука Христа в жесте благословения. О том, что это рука Христа говорит подпись "ІС ХС" (Иисус Христос), сделанная прямо над ней. Возле нимба главного персонажа живописи той же красной краской подписано "ГЕР СТЪ". Обе подписи на церковно-славянском.

Икона конструктивно сделана из двух досок, первоначально скрепленных сзади двумя горизонтальными планками, которые сейчас отсутствуют. Живопись произведена внутри относительно глубокого ковчега (вырубки).

Чудо Святого Георгия о Змие

Георгий на сером коне

Яичная темпера по левкасу на доске, 40.4 х 35 х 3 см, Палех, 1800-1850 гг.

Сцена победы Георгия написана на фоне скалистых гор и городских стен. Георгий на сером коне вонзает копье в пасть дракона, попираемого копытами коня. Справа в проеме ворот красной башни изображена принцесса. Над головой Георгия летящий ангел, в руках которого венец. Выше Спаситель в облаках, благословляющий святого.

Между головой Георгия и ангелом надпись на церковно-славянском: стый ве[лико]му[ченик] георгий побед[оносец] (святого великомученика Георгия Победоносца).

Икона конструктивно выполнена на выпуклых панелях с выдолбленным ковчегом и вставками сзади.

Святой Великий Георгий Победоносец

Святой Великий Георгий Победоносец

Яичная темпера по деревянной доске, 31 х 26.5 х 2.5 см, Россия, середина 19 в.

Построение композиции традиционное: всадник скачет слева направо, вонзая копье в пасть дракона; царевна Елисава стоит в проеме ворот башни, держа дракона на веревке.

Наверху башни на балконе стоят родители царевны - король и королева, наблюдающие за битвой. В левом верхнем углу Христос, держащий в левой руке книгу, а правой благословляет воина на подвиг.

Конструктивно выполнена на одной слегка выпуклой панели с ковчегом.

Согласно одному из литературных источников, Святой Георгий был воином из Каппадокии, принявшим мученическую смерть в Лидде (Диосполис, Палестина) в период правления Диоклетиана. Изложение легенды выходит за рамки нашей темы, поэтому не приводится. Важно, что православные тексты подчеркивают, что победа Георгия была достигнута через молитву, что воин призывал людей не бояться, а уверовать в Иисуса Христа и креститься, и таким образом можно избавиться от чудовища.

Отсюда существует два основных иконографических типа; оба основываются на легенде. Один тип представляет легенду в "сжатом" виде, где изображаются только Дракон и сам Георгий, второй - "полный" - изображает также принцессу и свидетелей подвига. Оба типа вскоре распространились во всех православных государствах на Балканах, а затем, более широко, на Кавказ и Русь. Также образ Георгия Победоносца проник и на Запад с крестоносцами и был принят королем Эдуардом III в качестве покровителя Англии.