Амбротипия - технология воспроизведения фотографических снимков на стекле, покрытом светочувствительным слоем, распространенная в середине 19 века. Изобретена американцем Джеймсом Каттингом. Получила название от греческого ambro, нетленный. Несмотря на название, фотоснимки получались чрезвычайно хрупкими, легко повреждались, требовали специальных мер защиты. Однако фотографии не тускнели, что оказалось приятным преимуществом амбротипа перед даггеротипом.

АмбротипияАмбротипия молодой девушки, 1858

Технология приобрела широкую популярность между 1855 и 1865 годом. За десять лет производится обширная коллекция красивых изображений.

Технология амбротипии

Прямоугольный кусок высококачественного стекла с лицевой стороны покрывался светочувствительным слоем раствора серебра. Обратную поверхность материала покрывали светонепроницаемым неглянцевым черным лаком, или прижимали к ней плотную черную матовую бумагу или бархатистую ткань. Подкладка глубокого черного цвета позволяла негатив, полученный на стеклянной поверхности, визуально преобразовать в диапозитив.

Ранние образцы амбротипии обычно представляют собой два стекла, склеенных вместе: собственно фотоснимок и покровное стекло, защищающее от случайных повреждений. Позже снимки воспроизводились на цветном стекле (рубинового или изумрудного цвета), что избавляло от необходимости матировать заднюю поверхность черным лаком, бумажной подкладкой или текстилем.

Готовый фотоснимок накрывался стеклом, оформлялся обкладкой и помещался в футляр.

Особенности фотоснимков

Главные отличительные особенности амбротипа: не ведет себя подобно зеркалу, при рассмотрении под углом не трансформируется в негатив.

Основные размеры - 8 х 10, 6 х 8 и 5 х 6,35 см.

Устройство готового изделия

Фотографы преимущественно использовали те же методики оформления и упаковки снимков, что и для даггеротипа.

Амбротипия. Образцы оклада.Образцы простого, изысканного покрова и оклада

Рамка, традиционно овальная, изготавливается из латуни. До 1859 г. нашла употребление гладкая, слегка текстурированная поверхность рамки. Позже для художественного оформления применялись простейшие способы химического травления, позволившие наносить на рамку декоративное оформление: замысловатые рисунки, вычурные орнаменты викторианской эпохи.

Оклад несравненно более сложен, изящен и тонок в сравнении с даггеротипом. Использовался как функциональный предмет защиты фотоснимка, отчего не делался излишне декоративным.