Об искусстве профессионала и любителя

Автор: 01 июня 2010 в 07:45 в рубрике

Для запуска собственного сайта у нас было несколько важных, как нам кажется, причин. Главная состоит в том, что нас буквально каждый день атаковали вопросами, типа, "а есть ли у вас каталог авторских работ и где его можно посмотреть?" Плюс к этому многие творческие люди на различных форумах, где наши авторы выставляли собственные работы, просили фотографии изделий сопровождать как можно более подробным описанием с указанием материалов, красок и т.п. Это необходимо было в качестве обучения и обмена опытом.

Жизнь же реальная складывается вовсе не из альтруистических позывов. Мастеров, желающих обмениваться опытом, мало, зато простых лоботрясов много. Соотношение количества мастеров к лоботрясам обыкновенным находится в пределах 1:100, отсюда подавляющее число посетителей состоит в основном из "проходящих мимо, мельком заглянувших". Это отчетливо заметно, когда начинаешь анализировать статистику посещаемости.

Существует немало ресурсов, аналогичных нашему. Большинство размещается на бесплатных блог-платформах, подобных лайвинтернету, социальным сетям. В основном там содержатся перепосты, сплошной копипаст чужих работ и мастер-классов, нередко выдаваемых за собственные. Там, по большому счету, нет ничего нового. Иногда кажется, что у самоучек, клепающих копипаст, собственных мыслей нет, как нет и никакого опыта.

Среди ресурсов немало таких, которые носят скорее рекламный характер, а также обещающих на платных мастер-классах научить любого с первого раза создавать произведения искусства не хуже самого выдающегося художника. Авторам и администраторам подобных статей и сайтов лучше бы направить свои усилия на изобретение вечного двигателя, если они способны играючи нарушать законы природы, чем облагодетельствовать человечество.

Тем, кто желает научиться создавать произведения искусства своими руками, упомянутые выше ресурсы столь же полезны, как пятое колесо автомобилю. Исходя из полезности возникает потребность растолковывать ход работы в каждом нашем описании к очередному изделию. Иными словами, здесь мы пытаемся воплотить весь свой опыт в области декоративно-прикладного искусства, включая материал, который выходит за рамки стандартного курса учебных заведений.

Необходимо ясно осознавать четкое различие между профессионалами и любителями (наводнившими интернет), но также помнить, что это лишь два крайних предела творчества, поскольку подлинное творчество, как правило, занимает промежуточную позицию между этими крайними пределами. Нередко возникает искушение отнести собственное творчество к какому-либо упомянутому пределу, но привязываться к ним нельзя. Ведь визуальное искусство заключается не в наиболее точном воссоздании объекта на картинной плоскости, а в осмыслении природы путем визуализации ее на холсте или деревянной заготовке.

Практически каждой статьей мы стараемся подчеркнуть или обосновать теоретические аспекты авторского творчества, пытаемся раскрывать принципы мастерства, показываем способы создания того или иного изделия. Нередко наши авторы дают достаточно ясные рекомендации, проигнорировать которые сможет лишь невнимательный. Кроме того, авторы указывают ограничения, присущие материалам, но эти ограничения по умолчанию игнорируются, любитель не уделяет им должного внимания.

В искусстве, по существу, нет ничего сложного, однако сложные технологические операции требуют внимания к множеству мелких деталей. Авторы проекта стараются фиксировать их все и всячески обращают на детали внимание, но даже самые подробные мастер-классы не способны компенсировать "погрешности" любителя, который нередко склонен задавать вопросы, типа, "как получить белую краску для акварели".

Каждому любителю, который всецело приравнивается нами к начинающему, ученику, необходимо помнить, что произведение искусства не делается изолированно от окружения. Одна из основ мастерства профессионального художника по росписи или живописца состоит в учете окружающей среды, той обстановки, в которой изделие будет обитать. Это вовсе не означает, что художник, прежде чем приступить к выполнению картины на заказ, обязательно спросит у заказчика, какого цвета у него обои. Не спросит, потому что "нутром чует" это только с одного взгляда на заказчика. В этом и состоит профессионализм - проникнуть в душу индивида и создать такое произведение искусства, которое заказчик желал видеть, а может даже и лучше. В отличие от профессионала любитель делает работу по своему усмотрению, а потом убеждает клиента в том, что изделие является именно тем, чего тот хотел.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...