Авторские матрешки: качество - в деталях?

Говорят, что качество - в деталях. Это утверждение справедливо, но лишь отчасти. Почему? Чтобы ответить на этот непростой вопрос давайте разберемся, какие именно детали влияют на качество художественной росписи. При этом не станем затрагивать темы качества материала и лакирования.

Детализация художественной росписи

Когда утверждают, что качество - в деталях, обычно имеют в виду именно детализацию. Считается, что чем качественнее будут проработан каждый отдельный элемент росписи и чем больше будет таких элементов, тем качественнее будет смотреться готовое изделие. Но это мнение глубоко ошибочно.

Конечно, любое изображение рассматривать интереснее, если оно имеет достаточное количество деталей, раскрывающих и дополняющих основную тему. Всегда интересны такие картины, где всякий раз можно заметить какую-либо новую, ранее не замеченную деталь.

Так вот, относительно детализации художественной росписи можно утверждать, что качество не в деталях, а в умении управлять ими. Роспись матрешек можно легко перенасытить и получить то, что называется халтурой, или, что еще хуже, китчем. И, напротив, детализируя роспись там, где это действительно необходимо, и опуская многочисленные детали там, где они помешают целостному восприятию образа, мы создаем произведение искусства.

Пример высокой детализации росписиПример моей высокой детализации росписи

Роспись матрешки, с портретом или классическая, будет халтурой во всех случаях, когда художник пишет изначально примитивный фон, поверх которого бездумно пририсовывает некоторое количество деталей, например, орнаментацию. Художник считает, что так он придает своей работе оттенок качества.

Роспись матрешки станет произведением искусства, когда художник грамотно подходит к наложению фонового рисунка, имитируя материалы (ткань, кожа, металл, дерево), и продумывает их дальнейшее декорирование. Роспись матрешки станет произведением искусства, когда художник грамотно использует проработку деталей для привлечения внимания к наиболее значимым областям. В случае матрешек с портретами такими областями являются лицо, руки, редко ноги. Соответственно художник по росписи тщательно прорабатывает области лиц и рук, а так же часть окружения. Всё остальное должно выполнять исключительно декоративную функцию и не "рвать глаза".

Цветовая гамма

наиболее значимая деталь росписи, отличающая халтуру от произведения искусства. Мастерству выдерживать картину в определенной цветовой гамме посвящена большая часть всего учебного процесса в художественных школах и училищах. Но и это еще не всё, потому что не менее важна цветовая гармония радом лежащих мазков краски.

Мастерству подбора цветовой гаммы путем грамотного сочетания между собой отдельных мазков краски можно научиться только пол руководством опытного наставника. Самостоятельно, по книжкам или мастер-классам этому научиться нельзя!

Однако соглашусь, художественный вкус у человека может быть врожденным. Человек может чувствовать цвет без специального обучения и обязательного наставничества опытного мастера. Примером врожденного чувства цвета может служить моя подруга. Она, возможно, исключение из всех правил, никогда и ни у кого живописи не училась, но полагалась лишь на интуицию. Такие люди - редкость.

С уважением, Наталья, 5 сентября 2016