Сущность технологии фотокерамики состоит в получении изображения с помощью керамических красок, которые во время обжига при высокой температуре спекаются с поверхностью керамического изделия. Фотокерамика основана на свойствах некоторых клеевых веществ терять свою клейкость под действием света. Такими характеристиками обладают гуммиарабик, декстрин и другие клеевые вещества. Лучшие результаты дает декстрин.
С выбранного негатива обычным фотографическим способом изготовляется диапозитив с хорошей проработкой деталей. Негатив должен быть мягким и гармоничным. Оценку качества диапозитива производят наложение его на белую бумагу или рассматривание на просвет при рассеянном свете.
С полученного диапозитива производят печатание на пластинках с декстриновой фотоэмульсией. Для приготовления таких фотопластинок можно использовать стекла от старых пластиночных негативов, смыв с них эмульсионный слой.
Стекло хорошо промывается и обрабатывается, используя обезжиривающий раствор:
- Вода - 1л
- Кислота серная концентрированная - 100 мл
- Калий двухромовокислый - 10мг
Пластинку погружают в обезжиривающий раствор и выдерживают в нем не менее 1 часа, после чего тщательно промывают под сильной струей воды, подсушивают и тщательно протирают чистой ватой или папиросной бумагой. Приготовленная таким образом пластинка обливается светочувствительной декстриновой эмульсией, состоящей из смеси двух составов.
Фотоэмульсия:
Состав 1
- Вода (горячая) - 70 мл
- Декстрин - 8 мг
- Сахар рафинированный - 4 мг
При непрерывном помешивании довести до кипения, после чего снять с огня.
Состав 2
- Вода горячая - 30 мл
- Аммоний двухромовокислый (в порошке) - 5 мг
Оба состава смешиваются, охлаждаются до нормальной комнатной температуры и тщательно фильтруются.
Подготовленное стекло берут за края и, держа его горизонтально, наливают на его поверхность небольшое количество фотоэмульсии. Наклоняя стекло в разные стороны, дают эмульсии растечься по всей поверхности пластинки обратно в склянку.
Стекло со слоем фотоэмульсии помещают в сушильный шкаф в горизонтальном положении и высушивают при температуре 50-60 градусов, тщательно оберегая от пыли.
Тотчас же после сушки (пока пластинка еще не успела остыть) приступают к печати. Диапозитив также рекомендуется нагреть до температуры пластинки.
Сложенные слой к слою диапозитив и фотопластинку закладывают в копировальную рамку и выставляют на яркий свет. При лампе в 1000 ватт на расстоянии 30-40 см, при средней плотности диапозитива экспонирование длится приблизительно 5-6 мин.
Правильность выдержки определяется рассматриванием фотопластинки с оборотной стороны над белой бумагой. Изображение должно быть едва заметно.
Экспонированная фотопластинка подвергается сухому проявлению с помощью надглазурной керамической краски, смешанной с флюсом. Флюсами или плавнями в керамическом производстве называются вещества, способствующие цементированию краски и спеканию ее с глазированной поверхностью керамического изделия. В качестве флюсов применяются: полевой шпат, мел, доломит, толченое стекло.
Краску надо измельчить в фарфоровой ступке до состояния пудры, и просеять через тонкое сито. Проявление заключается в запудривании экспонированного слоя фотопластинки краской с помощью нежной беличьей кисти. Запудривание производят круговыми движениями до появления изображения требуемой плотности.
В зависимости от цвета краски могут быть получены изображения разнообразных цветов. На каждые 100 г керамической краски берется 5г флюса.
В отличие от обычного фотопроцесса, в котором при перепечатке изображение получается слишком плотным, а при недопечатке прозрачным, в технологии фотокерамики имеет место обратное явление: при перепечатке изображение после запудривания получается бледным, а при недодержке - плотным.
Вследствие сильной гигроскопичности фотоэмульсия пластинок энергично впитывает в себя влагу из воздуха и липкость ее значительно повышается, что вредно сказывается на качестве изображения. Не меньшее влияние оказывает и температура воздуха; поэтому работы следует вести в сухом помещении при температуре воздуха 19-20 градусов.
Проявленная пластинка для закрепления краски обливается коллоидным раствором:
- Коллоид медицинский - 100 мл
- Спирт ректификат - 60 мл
- Эфир серный - 40 мл
Нанесенный на фотопластинку слой коллоидного раствора быстро высыхает; тогда его подрезают лезвием бритвы по границам нужного кадра.
Следующая операция заключается в отделении слоя от стекла. Для этого пластинку с изображением погружают слоем вверх в щелочной раствор:
- Вода (кипяток) - 1 л
- Бура кристаллическая 25 - г
- Едкий натр - 5 г
Раствор предварительно остужают до комнатной температуры.
Как только слой начинает отставать от стекла, фотопластинку осторожно извлекают из раствора, придерживая пленку за края, и промывают под очень слабой струей воды несколько секунд.
Поверхность керамического изделия хорошо протирают ватным тампоном, смоченным в обезжиривающем растворе, а затем тщательно промывают под сильной струей воды, протирая изделие чистой ватой.
После этого керамическое изделие погружают в ванну с чистой водой. Туда же переносят и пластинку с изображением, предварительно перевернув ее слоем вниз. Держа изделие под водой и наложив пластинку на поверхность воды, легкими колебательными движениями заставляют слой отделиться от пластинки и лечь на поверхность изделия.
После этого изделие извлекают из воды, легким прикосновением расправляют пленку с изображением и ставят изделие для просушки. Сушку надо вести в сухой, свободной от пыли комнате.
Заключительно операцией процесса является обжиг изделия. Для этого изделие помещают в муфельную печь и 1,5-2 часа выдерживают его при температуре, указанной в характеристике плавки взятой керамической краски. Температура эта для различных красок колеблется от 700 до 800 градусов.
По окончании обжига печь выключают и изделию дают постепенно остыть в течение 5-6 часов, не вынимая его из печи и не открывая печь.
Все операции технологии фотокерамики можно проводить в одной комнате. Вследствие весьма невысокой светочувствительности фотопластинок с хромированным декстриновым слоем всю работу с ними можно производить при обычном слабом электрическом освещении.