Приводимый ниже способ фотопечати на холсте позволяет получить несмываемые, химически и механически устойчивые изображения на любом текстиле (льняном, бумажном и др.).

Новый холст с аппретурой следует предварительно выстирать для устранения крахмала и следов фабричной обработки. Перед началом работы сухой холст смачивают водой и, не выжимая, подвешивают за два уголка при помощи бельевых зажимов. Подсохший, но еще сыроватый материал погружают на 3-4 минуты в раствор:

  • Вода - 200 мл
  • Сахар рафинированный - 10 г
  • Винная (или лимонная кислота) - 1г
  • Бура кристаллическая - 0,5 г
  • Соль поваренная - 6 г

Смеси следует дать отстояться, а затем слить ее с осадка. Хорошо пропитанную этой смесью материю подвешивают для просушки. Работу можно производить при свете.

Раствор сохраняется 3-4 дня. Появление в нем хлопьевидного осадка указывает на порчу раствора. Обработанная же в растворе ткань сохраняется отлично и может быть заготовлена впрок.

Подготовленный холст в тот день, когда на ней предполагают производить фотопечать, очувствляется в растворе:

  • Вода дистиллированная - 100 мл
  • Азотнокислое серебро - 8 мг

Раствор вливают в кювету и опускают в него холст на 2-3 минуты, а затем, не выжимая, расправляют его и подвешивают для просушки. Обработку холста следует производить при слабом электрическом свете или при свече, а сушку - в темноте.

Фотопечать на холсте производится с помощью обыкновенной копировальной рамки. Чтобы выступающие за пределы рамки края полотна не засвечивались, их надо собрать позади рамки и закрыть чехлом черной материи. Закладывание в копировальную рамку надо производить при оранжевом или красном свете, следя за тем, чтобы не было перекашиваний волокон. Слишком сильно натягивать полотно не следует.

Фотопечать на холсте ведется при рассеянном дневном свете; продолжительность выдержки от 15 до 20 минут в зависимости от плотности негатива. Выдержку определяют опытным путем.

После печати для удаления излишнего хлористого серебра холст следует хорошо выстирать в чистой холодной воде при слабом освещении, отжать и положить в фиксажную ванну следующего состава:

  • Вода - 100 мл
  • Тиосульфат натрия кристаллический - 20 г
  • Уксуснокислый натрий - 5 г

Вместо уксусного натрия можно взять роданистый аммоний в количестве 2г. Фиксирование длится 3-4 минуты, после чего ткань хорошо прополаскивают, выжимают, сушат и разглаживают горячим утюгом. Во время проглаживания происходит усиление изображения.

Тонирование фотографий

Полученную на холсте фотографию можно тонировать в различные тона.

Коричневый цвет получается, если погрузить отпечаток в следующий раствор:

Состав 1

  • Вода - 100 мл
  • Гидрохинон - 2,5 г

Состав 2

  • Вода - 100 мл
  • Лимонная кислота - 10 мг

Оба состава смешивают непосредственно перед употреблением.

Кроме тонирования фотографии, происходит и некоторое усиление изображения, что можно использовать для исправления недодержанных отпечатков. Следует также указать, что при обработке в приведенном растворе ткань немного желтеет, поэтому отпечатки на белом текстиле обрабатывать этим способом не рекомендуется.

После тонирования фотографии холст хорошо промывают и высушивают. Чрезмерно плотные отпечатки можно ослабить ослабителем с красной кровяной солью.

Медно-красный цвет можно получить, погрузив ткань в раствор.

  • Вода - 100 мл
  • Азотнокислый уранил - 0,35 г
  • Красная кровяная соль - 0,25 мл
  • Уксусная кислота - 1 мл

Обработка ведется до получения желаемого тона, который изменяется от коричневого до кирпично-красного. После тонирования ткань промывают 2-3 минуты в проточной воде и просушивают.