Главными условиями получения высококачественных фоторепродукций являются:

  • 1) применение фотоаппарата с двойным растяжением;
  • 2) применение оптически совершенных объективов с высокой разрешающей способностью;
  • 3) параллельность плоскостей оригинала и светочувствительного слоя фотопластинки (пленки);
  • 4) равномерное освещение поверхности оригинала.

В любительских условиях для целей репродукции применимы все пластиночные фотоаппараты, имеющие двойное растяжение меха формата не менее 9 Х 12 см, и любые современные объективы (анастигматы). При наличии специальных дополнительных приспособлений могут быть использованы и фотоаппараты других типов и форматов, включая малоформатные камеры.

Важную роль играет способ фотопечати, с помощью которого изготовляется репродукция. Наилучшие результаты дает контактный способ печати; поэтому рекомендуется применение фотоаппаратов, по возможности большего формата, с тем, чтобы необходимый масштаб изображения был получен в процессе фотографирования без последующего увеличения при печати.

Проекционный способ печати дает менее удовлетворительные результаты.

Параллельность плоскостей репродуцируемого оригинала и фотопластинки (пленки) проверяется с помощью уровней и отвесов либо следующим способом. На экране укрепляется черный лист бумаги, а в центре его - небольшое зеркало, и производят установку фотокамеры так, чтобы изображение объектива камеры, отраженное в зеркале, расположилось точно в центре матового стекла (на перекрещивании двух диагоналей).

В обычных условиях любительской фотографии репродуцирование производится со штатива, укрепляя оригинал на стене.

Если репродуцированием приходится заниматься часто, рекомендуется сделать репродукционную установку.

При репродуцировании изображений сравнительно небольших размеров более удобны вертикальные репродукционные установки.

Равномерность освещения оригинала зависит от числа ламп, угла падения светового потока и расстояния от ламп до оригинала. С увеличением расстояния лампы до оригинала равномерность освещения улучшается, но при этом освещенность снижается. Равномерность освещения оригинала улучшается также с применением двух или большего числа ламп при условии четного их числа и симметричного расположения относительно оригинала.

Практически равномерным освещением считается такое, при котором предельная разница в освещенности различных участков изображения не превышает шести процентов. Так как глаз в таких пределах не улавливает разницы в освещенности, в практике репродуцирования ограничиваются визуальным определением равномерности освещения.

При репродуцировании небольших изображений (до формата 13Х18 см) достаточно пользоваться двумя лампами. При репродуцировании изображений больших размеров - четырьмя лампами. Наиболее равномерное освещение дает рассеянный дневное свет, вполне пригодный для репродуцирования в любительских условиях. Однако непостоянство его интенсивности значительно затрудняет определение правильной выдержки.

Важное значение имеет угол падения светового потока на плоскость оригинала, особенно при репродукции оригиналов с блестящей поверхностью. Величина угла должна быть такой, чтобы лучи, зеркально отраженные блестящей поверхностью оригинала, не попадали в объектив. Несоблюдение этого правила ведет к образованию бликов. При съемке оригиналов с блестящей поверхностью угол падения света не должен превышать 25-30%. Вместе с тем не следует более уменьшать этот угол, так как это ведет к значительному снижению равномерности освещения оригинала. При репродукции оригиналов с матовой поверхностью угол может быть увеличен 45 - 50 градусов, так как свет, отраженный поверхностью такого оригинала достаточно хорошо рассеивается.

Репродуцируемый оригинал должен быть совершенно плоским, для чего его предварительно разравнивают, а затем прикрепляют к экрану репродукционной установки кнопками или булавками в нескольких точках, либо прижимают к экрану чистым зеркальным стеклом.

Наводка на резкость должна быть произведена с большой точностью.

Наличие некоторых дополнительных принадлежностей позволяет производить репродукционные работы с помощью малоформатных камер. Такими принадлежностями являются насадочные линзы, насадки на камеру и переходные кольца различной длины.

Существенный недостаток применения насадочных линз - падение резкости на краях изображения вследствие резкого ухудшения коррекции системы объектив + насадочная линза. Сильное диафрагмирование объектива снижает указанный недостаток, но полностью его не устраняет.

Гораздо лучшие результаты в этом отношении дает применение переходных колец, устанавливаемых между камерой и объективом и удлиняющих, таким образом, камеру. В зависимости от числа и длины колец рабочее растяжение камеры может быть увеличено в любых допустимых пределах, что делает возможным репродуцирование и съемку мелких предметов в натуральную величину и более.