Рост мастерства в совокупности, открывающий возможности материализации в художественной форме более сложных образов, постепенно придает разнообразие творческому процессу. Напротив, упрощение и чрезмерное увлечение стилизацией ведет к уменьшению разнообразия выразительных средств.

Творчество - своего рода алхимия, причем без преувеличения и в буквальном смысле слова. Движущей мотивационной силой алхимии является отыскание "философского камня", превращающего в золото предметы, которых касается. Декоративное искусство, вкупе с народными промыслами, за прошедшие тысячелетия накопили богатейший арсенал знаний, мастерства и практических приемов, позволяющих осуществить чудесное превращение любых предметов, включая обычный мусор, в произведение искусства - золото.

Гибридные формы визуального искусства.

Искусствоведение применяет для описания творений, созданных на основе смешения стилей, термин эклектика. Современные изделия ручной работы, декоративные предметы обихода, во многом эклектичны. Сложилось так благодаря значительному вкладу самодеятельных художников, кустарей.

Кустарный промысел получил широкое распространение. Рукоделием занимается каждая третья женщина, а каждая вторая так или иначе испытывает тягу к творчеству. Рукодельная тенденция за последние десятилетия породила множество новых форм визуального искусства, часть которых по меньшей мере дилетантская, что, правда, не мешает участвовать в выставках и получать высокие оценки критиков.

Большинство новейших разновидностей визуального искусства эклектичны. Но вряд ли мы имеем право использовать для их описания это понятие, потому что к большинству более подходит термин "гибридное искусство". Он идеально описывает случаи объединения массы разнородных несочетаемых материалов.

Самопроизвольность.

Творческий процесс самопроизволен, спонтанен, неописуем математически. Чистого творчества (абсолютно аутичного) не бывает, потому что сознание творца, как губка, поглощает образы окружающего. Есть несколько причин, объясняющих самопроизвольность творчества. Одна из них - тесное взаимодействие с объектами окружающей среды, произошедших событий, оставляющих свой след в памяти.

Существуют научные теории, пытающиеся объяснить спонтанность творческих порывов. Одна из теорий говорит о "стремлении к минимуму", при том, что в природе существует тенденция к беспорядку (энтропия). Таким образом, спонтанное творчество - это естественное стремление человеческого разума привести в порядок хаос (мыслей, ощущений, слов).

Откуда берутся идеи?

Из природы, конечно. Человеческое сознание не способно придумать нечто совершенно новое. Сознание вновь повторяет уже бывшее или существующее ныне, переосмыслив по своему. Даже, казалось бы, фантастические картины художников, где мы видим самые невероятные формы жизни, тоже переосмысливают образы виденного здесь, в объектах окружающей среды.

Образцы современного дизайна являются творческой переработкой естественных природных форм, по нашим дорогам ездят автобусы, чем-то напоминающие кузнечиков. Дорожные знаки и специальная разметка, предупреждающая об опасности, тоже взяты у природы. Например, чередование черных и желтых полос - это природное сочетание, используемое некоторыми насекомыми, будто говорящими: "Осторожно. Я опасен."

Не уходите от природы, не противопоставляйте себя ей. Живите с ней в гармонии, и вы получите, совершенно бесплатно, бездонный кладезь идей. Вам стоит оглянуться вокруг себя, и вы поймете, что проблемы с поиском вдохновения существуют лишь у бездаря, не умеющего читать книгу природы. Если вы это понимаете, значит - вы художник.