метод анализа произведений искусства, основывающийся на захвате отраженного инфракрасного излучения; метод, позволяющий увидеть подготовительные наброски под слоем краски.

Инфракрасный рефлектографический анализ

Приступая к работе над картиной, художник начинает живопись с "разметки" холста, делая композиционный набросок углем или мягким карандашом. Затем следует подмалевок маслом или водными красками. В разное время применялись различные техники подмалевка, например, ряд художников 15 века делали подмалевок в технике гризайль. Визуализировать подготовительные слои можно методом инфракрасной рефлектограммы. Метод основывается на том, что пигменты с примесью сажи поглощают инфракрасное излучение, а такие пигменты, как свинцовые белила, под инфракрасным светом становятся прозрачны. Рефлектографический анализ помогает реставраторам понять процессы, используемые художниками при создании своих произведений.

Используются длины волн ближе к инфракрасной части спектра, обычно в диапазоне 750-2000 нм. Эти относительно длинные, низкочастотные световые волны способны проникать сквозь верхние слои масляной живописи или акварели. Отраженные от поверхности холста или бумаги волны фиксируются инфракрасной камерой.

Инфракрасная экспертиза обычно используется, чтобы визуализировать технику работы художника. Это дает подсказки исследователю о ходе работы, и часто помогает определить материалы, которые художник использовал. Так некоторые краски и лаки могут оказаться совершенно прозрачными в инфракрасном свете, следовательно, под ними можно увидеть рисунок, выполненный графитным или угольным карандашом.

Метод имеет множество ограничений и не всегда дает желаемый результат. Решающее значение имеют использованные художником пигменты, толщина слоя краски и ряд других факторов, например, от размера, формы и плотности частиц в слое краски.

Рефлектографический анализ

На иллюстрации: вверху - схема исследования; внизу слева - азурит (медная лазурь) под естественным и инфракрасным светом, и то же самое - справа - для прусской синей.

Инфракрасная рефлектограмма создается путем захвата невидимого инфракрасного излучения, отраженного от произведения искусства, когда оно подвергается воздействию инфракрасных волн. Отраженное излучение преобразуется в черно-белое изображение и оцифровывается.

Специальное оборудование включает:

  • инфракрасный источник энергии (лампа);
  • инфракрасный чувствительный видикон, состоящий из инфракрасной телекамеры и видеомонитора;
  • компьютер и программное обеспечение;
  • моторизированный мольберт для сканирования поверхности произведения искусства.

Объект исследования сканируется не целиком, а разбивается на сетку прямоугольников. Делается снимок каждого прямоугольника в высоком разрешении, каждый снимок маркируется и сохраняется на жестком диске до тех пор, пока не отсканируется вся поверхность. Затем кусочки изображения собираются воедино.