Назначение негативных фотоматериалов различной контрастности

Особо мягкие с коэффициентом контрастности от 0.6 до 0.65. Предназначены для значительного смягчения контраста объекта на фотографическом изображении. На практике применяются очень редко.

Мягкие с коэффициентом контрастности от 0.7 до 1.0. Предназначены для смягчения контраста объекта в случаях, когда этот контраст слишком велик, а также для портретной фотосъемки. Например, ярко освещенные солнцем здания на фоне темно-зеленой листвы.

Нормальные с коэффициентом контрастности от 0.1 до 1.4. Предназначены для нормальной передачи контраста фотографируемого объекта. Находят наибольшее применение в практике.

Контрастные с коэффициентом контрастности от 1.5 до 1.9. Предназначены для некоторого увеличения контраста объекта на изображении, например, при съемке в пасмурную погоду. Широко применяется в любительской практике.

Особо контрастные с коэффициентом контрастности от 2.0 до 3.0. Предназначены для значительного увеличения контраста объекта на изображении; в обычной практике применяются редко, широко используются в репродукции штриховых оригиналов.

Сверхконтрастные с коэффициентом контрастности более 3.0. Для натурной съемки не применяются, предназначены для штриховой репродукции.

Следует учесть, что при прочих равных показателях общая светочувствительность не влияет на характер изображения.

Практическое значение контрастности негативных материалов заключается в возможности изменять характер фотографического изображения в соответствии с техническими или творческими задачами фотографа.

Особенности негативных фотоматериалов с различной оптической сенсибилизацией

Несенсибилизированные фотоматериалы

Чувствительны только к лучам фиолетовой, синей и голубой зон спектра, вследствие чего зеленые, желтые, оранжевые и красные тона передаются как черные.

Не допускают применения компенсационных светофильтров и предназначены, главным образом, для репродуцирования одноцветных оригиналов.

Обработку фотоматериалов этого типа можно производить при оранжевом освещении.

Ортохроматические фотоматериалы

Чувствительны к лучам сине-фиолетовой и зелено-желтой зон спектра, менее чувствительны к лучам зеленой зоны и нечувствительны к лучам оранжево-красной зоны, вследствие чего оранжевые и красные цвета передаются как черные.

При съемках можно применять желтые светофильтры, оранжевые и красные светофильтры неприменимы.

Допускают обработку при красном освещении, что позволяет вести визуальное наблюдение за ходои проявления негативов.

В любительской практике применимы для всех видов съемки.

Изохроматические фотоматериалы

Спектральная чувствительность такая же, как у ортохроматических; равномернее очувствлены по спектру без понижения чувствительности к зеленым лучам; представляют собой более совершенный тип ортохроматических материалов.

Вследствие повышенной светочувствительности к лучам зеленой зоны спектра более пригодны для съемки сюжетов, богатых зелеными тонами, чем ортохроматические. При съемках следует применять желтые светофильтры. Возможно применение и светло-оранжевых светофильтров, однако при значительном увеличении выдержки. Оранжевые и красные светофильтры неприменимы.

Обработку можно производить только при темно-красном освещении.

Изохроматические фотоматериалы

Чувствительны к лучам сине-фиолетовой, зелено-желтой и оранжевой зон спектра с понижением в зеленой зоне и нечувствительны к темно-красным лучам, вследствие чего красные цвета передаются темно-серыми или черными.

При фотосъемке следует применять желтые светофильтры. Возможно применение и оранжевых светофильтров, но они вызывают значительное увеличение выдержки. Красные светофильтры неприменимы.

Дают удовлетворительную цветопередачу при средних желтых светофильтрах, причем последние вызывают сравнительно небольшое увеличение выдержки.

Обработку можно производить при очень темном красном освещении, но лучше в полной темноте. В любительской практике вполне пригодны для всех видов фотосъемки.

Панхроматические фотоматериалы

Чувствительны к лучам всей видимой области спектра, включая красную зону, однако имеют значительное понижение чувствительности к зеленым лучам.

При фотосъемке полезно применять желтые или оранжевые светофильтры. Возможно применение и красных, но они требуют значительного увеличения выдержки. Темно-красные светофильтры неприменимы.

Дают вполне удовлетворительную цветопередачу уже при светлом желтом светофильтре, причем последний почти не требует увеличения выдержки. При фотосъемке с оранжевым и особенно с красным светофильтром часто наблюдается "переисправление" цветопередачи, то есть красные цвета воспроизводятся значительно светлее синих.

Имеют высокую эффективную светочувствительность к лучам оранжево-красной зоны спектра и позволяют производить фотосъемку при искусственном освещении с относительно короткими выдержками. При таком освещении правильная цветопередача достигается и без применения светофильтров.

Обработку следует вести при тщательно проверенном темно-зеленом освещении (лучше в темноте).

Изопанхроматические фотоматериалы

По спектральной светочувствительности представляют собой наиболее совершенный тип панхроматических материалов, так как не имеют понижения светочувствительности в зеленой зоне спектра и сенсибилизированы к длинноволновым лучам красной зоны.

Назначение негативных фотоматериалов различной светочувствительности

Низкой и малой чувствительности до 32 единиц. Для фотосъемки при благоприятных условиях освещения, а также для съемки неподвижных или малоподвижных объектов, то есть для случаев, когда освещение допускает применение сравнительно продолжительных выдержек.

Средней и высокой чувствительности от 45 до 130 единиц. Для фотосъемки при менее благоприятных условиях освещения, а также для съемки быстро движущихся объектов, не допускающих продолжительной выдержки.

Высшей и наивысшей чувствительности свыше 180 единиц. Для фотосъемки в неблагоприятных условиях освещения, а также для съемки весьма быстро движущихся объектов, требующих очень коротких выдержек.