Заголовок - краткое наименование раздела книги, журнала, газеты и различных печатных произведений - их отдела, части, главы, параграфа, пункта и т.д., то есть рубрики. В научно-технической, учебной и иной литературе заголовок и основной текст обычно набирают шрифтами одинаковой гарнитуры.

Пять видов заголовков

В зависимости от расположения на полосе набора различают пять основных видов рубрикации (см. иллюстрацию):

  • 1) шмутцтитул, располагающийся на отдельной наборной полосе;
  • 2) шапка, расположенная вверху полосы и отделенная от основного текста сравнительно большим пробелом;
  • 3) заголовок, расположенный на спусковой полосе - на спуске;
  • 4) заголовок, расположенный перед разделом (книги) без спуска, вподверстку;
  • 5) заголовок, расположенный в строку с текстом, к которому он относится, в подбор.

Кроме пяти упомянутых основных видов существует специальная рубрикация типа "форточка" и "фонарик".

В заголовке обязательно смысловое деление текста на отдельные строки. Строки не должны заканчиваться предлогом и союзом (предлоги и союзы обязательно нужно переносить на следующую строку). В конце заголовка (подзаголовка) точка не ставится (исключение - некоторые школьные учебники). В одном издании необходимо соблюдать единообразие в оформлении однотипных заголовков.

Грамотная логическая привязка рубрики к относящемуся к ней основному тексту осуществляется посредством нижнего и верхнего пробела. Верхний пробел обязательно делается в полтора-два раза больше нижнего. Рубрики вместе с отбивками делаются кратными кеглю шрифта, которым набран основной текст.

Если рубрика располагается внутри текста в верхней или нижней части полосы, то, соответственно, в начале и конце полосы обязано присутствовать не менее трех строк текста.

Упомянутые принципы верстки не являются аксиоматическими, однако представляют собой правила построения грамотной логической структуры текстового материала, понятного и удобного для чтения, а также хорошего тона, обязательные к применению в любом печатном издании и на страницах интернет-изданий.