"Альбомные фотокарточки" - разновидность фотографического формата, распространенного как "семейная фотография" во второй половине 19 века. Технологический процесс изготовления фотоснимков не отличался от Carte-de-Visite, кроме того, что площадь изображения удвоилась. Ранние снимки по прежнему получались "шоколадного" сепийного оттенка.

Альбомные фотокарточкиСлева: Типичный образец "Альбомной фотокарточки" 1892 г. Справа: Фотоизображение на темном паспарту. 1887.

"Альбомные фотокарточки" впервые появилась в конце 60-х в Англии. Не получили широкого распространения за пределами Великобритании благодаря тому, что фотографы зачастую пользовались устаревшим оборудованием. С появлением усовершенствованием фотокамер и объективов, использование преимуществ формата (повышенная четкость, идеальная насыщенность цвета) оказалось очевидным.

Большинство существующих фотографий, датируемых между 1880-1890 гг., представляют собой изысканные произведения искусства, демонстрирующие совершенство и замечательные композиции.

Характеристики "альбомный фотокарточек"

Печать фотографий производилась на тонкой фотобумаге, которая затем приклеивалась на картонное паспарту. Ранние изображения получались в оттенках сепии, но позднее удалось передать максимальное богатство тонов. Края преимущественно скошенные, округлые, позолоченные, фигурные. Присутствует некоторое расхождение в размерах, но в основном размеры снимков в пределах около 16,5 х 10.8 см.

Особенности формата

Формат претерпевал множество видоизменений, улучшающих стиль и потребительские свойства. Но существуют отличительные особенности, характерные для всех снимков: цвет обрамления, подписи, обрамление и уголки, фотобумага.

Цвет паспарту

Изначально паспарту делались из природного сырья (высококачественный бристольский картон). В середине 70-х задники окрашивались мягкими оттенками красок пастельных тонов. Наиболее рекламируемые цвета: primula (бледно-желтый) и жемчужный. Также популярны были бежевый, голубой и лазурный.

В середине 80-х введены черные и темно-бардовые паспарту, чрезвычайно пользовавшиеся спросом до начала 90-х. Темный фон обрамления захватил большую долю рынка благодаря более высокой стоимости фотографии, чем с отделкой стандартными цветами.

Подписи на паспарту

Представляют собой некоторый текст, картинки и логотипы, отпечатанные на паспарту. Спереди, непосредственно под художественной фотографией, обычно печаталось название студии или имя фотографа. Использовались рукописные шрифты, художественные печати, иногда фольгирование и тиснение. Сзади информация дублировалась, часто являясь сложно оформленной рекламой, или не делалась вовсе, дабы сократить расходы и снизить себестоимость.

Альбомные фотокарточки. Разновидности.Слева направо: Одна строка оформления ниже художественного изображения, 1888. Фотография с фигурной отделкой краев, 1890. Фотоизображение в мягких тонах фиолетоватого оттенка, 1895.

Обрамление и уголки фотографий

В зависимости от года выпуска, края фотографии отделывались:

  • утолщенной позолоченной окантовкой (1878 - 1886);
  • прямой тонкой линией (1884 - 1900);
  • рельефным узором (1894 - 1900);
  • художественными линиями (1886 - 1896).

Уголки в зависимости от года выпуска фотографии закруглялись, скашивались или оставлялись прямыми (дешевые варианты).

Фотобумага

Фотобумага напоминает современную. К 1880-му году ввели в использование светочувствительные вещества и реагенты, препятствовавшие быстрому желтению снимков. Новые образцы коллодия позволяли добиваться богатых оттенков темных тонов, а общий тон в тенях варьировался от голубовато-фиолетового до насыщенного черного.