О технологических тонкостях портретной матрешки...
... я расскажу на примере росписи портретной неваляшки. Существуют основные моменты, о которых нелишне помнить в процессе работы.
1. Тщательная подготовка заготовки.
Заготовку необходимо тщательно обработать наждачкой, сначала крупной, затирая выбоины, царапины и возможные неровности, затем мелкой, чтобы затереть заусенцы и ворс, поднятый крупной наждачкой.
После ошкуривания заготовка грунтуется водным раствором клея ПВА в соотношении 1:3 - 1 часть клея на 3 части воды.
После высыхания заготовку нужно еще раз зачистить мелкой наждачкой, чтобы пригладить "поднявшуюся" фактуру древесины.
2. Перенос рисунка.
Для облегчения переноса портрета на форму я для начала распечатываю лицо портретируемого в заданном размере, то есть в том размере, какой должен быть на реальном изделии. Обычно я распечатываю несколько маленьких портретов с размерным шагом, примерно, 3-5 мм. Затем на кальку перевожу карандашом основные черты лица. С кальки рисунок переношу непосредственно на заготовку. После переноса рисунка с кальки остро отточенным карандашом довожу рисунок до достаточной степени похожести.
3. Сначала рисуем лицо.
Лицо сначала прорисовывается потому, что это самая сложная часть всей работы, и, как правило, на работу с лицом уходит большая часть времени.
Детали лица прорисовываю как можно более детально. Высокая детализация в рисунке помогает более точно начать класть мазки краски.
4. Лицо расписываем первым.
Есть два наиболее существенных мотива, почему лучше начинать именно с лица портретируемого. Во-первых, как уже упоминалось, лицо - это наиболее сложная и длительная часть работы. Во-вторых, с первого раза портретной схожести, вероятно, добиться не удастся, и придется все сдирать и начинать сначала. Если при этом будет раскрашено еще что-то, то и его придется стереть тоже. А если сначала прописать в красках фигуру и после этого приступись к росписи лица, то правки лица станут абсолютно невозможными без уничтожения всей существующей росписи.
5. Фотографирование промежуточных результатов.
Очень помогает в достижении портретного сходства предварительное фотографирование изделий. На фотографии сразу видно, похож ли портретируемый, или нет, а также становятся заметны все огрехи рисунка и живописи. Среди наиболее частых ошибок, выявляемых на данном этапе, особенно выделяются косые глаза (зрачки смотрят в разные стороны), нос свернут на бок (при изображении в фас), черты лица отклоняются в ту или иную сторону относительно центральной оси (при изображении в фас).
Кроме чисто рабочей функции фотографии пригодятся для создания мастер-класса.
6. Внимание к деталям.
Когда портрет прописан, имеет надлежащую степень похожести и результат устраивает обе стороны - художника и заказчика, - наступает пора работы с фигурой. В случае с аквалангистами, например, я "красила" заготовку не "классическим" способом. Сначала черным акрилом я прошлась по контуру всех деталей, наложила тени, затем черной акварелью залила сплошной фон. В результате контур рисунка остался хорошо заметным, а тени приобрели глубину.
Дальнейшая роспись шла "на высветление", от темно-серого к светлому. Металлические части снаряжения созданы при помощи серебряного акрила.
Особое внимание к деталям уделить абсолютно необходимо. Чем выше детализация рисунка и росписи, тем интереснее получится готовое изделие, тем интереснее будет зрителю его рассматривать. Однако и увлекаться деталями не стоит, потому что из-за их чрезмерного количества может потеряться главное.
В завершении я снова прошла черным контуром по всем деталям, стараясь вести его как можно более тонко. Простановкой бликов роспись заканчивается.
7. Не забывайте про "прикол"...
... ведь в каждой работе должна быть своя изюминка. Если работа, даже серьезная, сделана с малой долей юмора, всегда воспринимается положительно.