Суздальское оплечье

, 30 июля 2013 в 15:19
Суздальское оплечье

Суздальское оплечье

Автор: неизвестен.

Регион: Россия

Период: 1000–1400 н.э.

Датировка: 12 век

Серебро, чернь, зерневой узор

Коллекция: Древнерусское искусство

Суздальское оплечье. Таблица 25.

Памятник найден в 1851 г. при раскопках графом Уваровым курганов Суздальского уезда, возле деревни Исады, расположенной на берегу реки Нерли, недалеко от Суздаля. Согласно описанию Уваровым обстоятельств находки, все предметы, составляющие оплечье, обнаружены в одном из курганов сбоку, на поверхности, так что были явно только спрятаны в нем и никакого отношения к погребению в кургане не имеют. О том же свидетельствует и инвентарь кургана. Предметы оплечья найдены все вместе, причем, как пишет Уваров, в одной из бусин были обнаружены следы шнура, соединявшего бляхи и бусины оплечья.

Реконструкция первоначального вида оплечья была сделана по найденным предметам еще Уваровым, в основном правильно, хотя порядок размещения блях и промежуточных бусин представляется гадательным. Реконструированное суздальское оплечье хранится сейчас в залах археологического отдела Исторического музея в Москве.

Суздальское оплечье состоит из шести серебряных позолоченных круглых блях и двенадцати больших серебряных полых бусин, также позолоченных. Десять больших бусин одинаковы и по форме и размеру, две меньших иной формы. Каждая большая бусина имеет продолговатую форму и разбита на две половинки поперечным проволочным кольцом, обвитым другой более тонкой проволочной нитью. В каждой половинке бусины вершина обвита тонкой сканной нитью, а между нею и средним кольцом четыре гладкие, горошинообразные выпуклости, обведенные у основания мелкой зернью. Зернью же выложен и остальной узор, в промежутках между выпуклостями состоящий из ромбов и треугольников. Две меньшие бусины аналогично разбиты поперечными, сверху наложенными, проволочными кольцами на две конусообразные половинки, но они не имеют выпуклостей, и сама схема узора у этих бусин несколько иная. Каждая конусообразная половинка бусины от вершины к основанию обвита на две трети тонкой сканной нитью, средний же поясок по обеим сторонам кольца оставлен свободным и на нем размещены треугольники, выложенные зернью.

Бляхи оплечья по размерам и изображениям разные. На каждой из них сученой под зернь или же гладкой проволокой напаяны по краю два кольца, образующие ободок. У двух из них этот ободок небольшими отрезками той же проволоки разбит на четыре равные части, у одной на шесть, у двух же больших эта разбивка ободка дана не отрезками проволоки, а припаянными на поверхность полыми полушариками. У самой большой бляхи восемь полушариков, у другой, несколько меньшей, шесть. Ободки по краям образуют как бы рамку узора, помещенного в среднем щитке каждой. Рисунок узора выполнен резьбою вглубь, и врезанные черты заполнены чернью. Фоны узоров заполнены чернью, местами хорошо сохранившейся. Для наведения черни на фон узора поле щитка покрывалось резцом сплошной штриховкой прямыми или зигзагообразными линиями. Позолота покрывает поле и рисунок узора, а также ободок щитка.

На одной из блях (рис. 5) дано поясное изображение какого-то молодого святого, в фас, с нимбом вокруг головы. На голове у него изображена шапочка, одежда состоит видимо из двух частей - нижней одежды, рукав которой плотно охватывает руку, и верхнего плаща, наброшенного на плечи. На поле щитка, по одну и другую сторону фигуры два схематизированных изображения византийской лилии "крина". На четырех остальных бляхах оплечья узор дает различные варианты изображения креста, основанием переходящим в две поднимающиеся по сторонам его кверху ветки с листьями. На самой большой бляхе этот растительный узор по существу совершенно уничтожил центральное изображение креста, заменив его стеблем с двумя пальметами по бокам и одной наверху (рис. 1). На другой же большой бляхе (рис. 6) целиком разрушена и схема узора креста, а рисунок построен в форме шестиконечной розетки, или звезды, окружающей центральный шестиугольник с вписанным в него кругом и маленьким крестом внутри последнего. В промежутках между лучами шестиконечной звезды или розетки расположены одинаковые изображения пятилепестковых пальмет. На обеих бляхах листья и стебли растительного узора детализованы многократно повторенным рисунком поперечных колец, а местами (на пальметах) двойным контуром и штрихов.

Подвески у пяти блях сделаны в виде полых бусин, охваченных в центре поперечным проволочным кольцом. У самой большой бляхи подвеска представляет собой граненый на четырнадцать граней кубик, соединенный с бляшкой на шарнире.