Деревянная мужская фигурка индейцев чиму

, 08 августа 2014 в 17:03
Деревянная мужская фигурка

Деревянная мужская фигурка

Автор: неизвестен.

Регион: Америка южная

Период: 1000–1400 н.э.

Датировка: 1100-1470 н.э.

Дерево, 59.0 x 18.3 x 7.0 см

Коллекция: Скульптура древнего Перу

Эта скульптура найдена при раскопках в Чан-Чан в 1948 году и является одной из многих групп деревянных предметов, включая большое количество однотипных церемониальных скульптур.

Не утихают дебаты о том, действительно ли эта скульптура, как и все остальные, являются предметами церемониальными, служившими в похоронных ритуалах, или каким-либо образом относящихся к культу загробной жизни. Хотя изначально выдвигались идеи, что скульптуры предназначались для поклонения им как идолам, однако более недавние исследования свидетельствуют о том, что фигурки имели боле нарративные, то есть повествовательные функции. Это подтверждается наличием, во-первых, обозначением половых признаков, во-вторых, различные позы. Как мужские, так и женские скульптуры данного типа легко идентифицируются по одежде и головным уборам. Эта мужская фигурка носит набедренную повязку, завернутую таким образом, что декоративная "драпировка" спадает на нижнюю часть туловища. Спина фигурки сделана относительно плоской, без детализации.

Скульптуры данного типа, как правило, имеют отчетливо плоскую маску лица и овальный подбородок. Головные уборы на всех мужских фигурках почти одинаковые, круглые, заканчиваются резкими изгибами за челюстями, где также обозначаются еще и ушные украшения. Наиболее часто встречаются стоячие фигуры, но сидячие также в находках присутствуют. Положение рук встречается в большом многообразии; эта довольно симметричная фигурка держит в сцепленных у груди руках чашу.

У большинства подобных скульптур почти полностью отсутствует нижняя часть, ноги либо обломаны, либо отгнили. Данный факт может с уверенностью говорить о том, что скульптуры втыкались или вкапывались в землю.

Скульптуры, подобные этой мужской фигурке, как правило, делались из двух видов древесины: светло-коричневый, например, бальса, и темно-коричневый, подобный альгарроба. Некоторые скульптуры имеют инкрустацию, чтобы подчеркнуть глаза и создать подобие ушных украшений (это могло быть как золото, так и перья). Многие лики покрыты киноварью.

Источники:

Ричард П. Шедель, Деревянные перуанские идолы, 1951.

Маргарет А. Джексон, Скульптуры чиму из Хуакас Такайнамо и Эль Драгон, долина моче, Перу, 2004.