Типографский растр: виды и типы растров

Автор: 23 мая 2012 в 14:13 в рубрике

Растр (от латинского rastrum грабли) - применяемый при некоторых фотомеханических способах репродуцирования - оптический прибор с нанесенными на него линиями, точками или штрихами.

Автотипный растр

Применяется во время фотографирования одноцветного или многоцветного тонового изображения для получения растрового негатива, а затем - растрового клише. Из автотипных растров наибольшее применение находит так называемый двухлинейный, крестовый растр.

Типы растраТипы растров: а) двухлинейный, б) ромбический, в) корешковый, г) шахматный.

В автотипном растре наиболее употребительны следующие линиатуры (количество прямых параллельных линий растра на один линейный сантиметр): 24, 30, 34, 40, 48, 54, 60. Растр с более высокой линиатурой (80, 100 и более) применяется крайне редко. Растр укрепляют в рамке, снабженной градусной шкалой, служащей для установки растра под определенным углом.

Зависимость изображения от линиатурыЗависимость изображения от линиатуры

Во время фотосъемки растр помещают в фотоаппарате впереди фотопленки на расстоянии нескольких миллиметров ("растровое расстояние" устанавливается в соответствии с технологической инструкцией). Лучи света, отраженные от тонового изображения - оригинала, пройдя через прозрачные квадраты, образуемые линиями растра, на светочувствительном слое дадут изображение точек различной величины в зависимости от количества света, отраженного от соответствующих участков тонового изображения. Там, где на оригинале светлый тон, - на негативе образуются точки большего диаметра. Там, где на оригинале темный тон, - образуются точки меньшего диаметра. Промежуточные же тона оригинала дадут точки соответствующих размеров.

Схемы образования растровРис.1 - схема образования растровых точек и ореолов при съемке. Рис. 2 - схема получения растровых точек различной величины путем ослабления или усиления на негативе. Рис.3 - вверху: автотипное клише-репродукция тонового градиента; внизу: схема расположения точек и их относительных размеров.

На относительную величину точек влияют и другие факторы: длительность экспозиции, расстояние от растра до фотопленки, величина диаметра действующего отверстия объектива и др.

Точка на негативе имеет вид черного ядра, окруженного более светлым ореолом. В дальнейшем, при обработке негатива химическими растворами, если ореол усиливают, то точка становится больше, если ослабляют (отбеливают), то она уменьшается.

Фотографирование оригинала производится обычно через три диафрагмы:

  • световую (с наибольшим диаметром отверстия) - для проработки наиболее светлых участков изображения;
  • среднюю (с диаметром в два раза меньшим, чем световой) - для проработки серых полутонов;
  • теневую (с очень малым диаметром) - для проработки наиболее темных участков (оригинал при этом закрывают белой бумагой.

Применяются также и другие технологические приемы, не требующие использования трех диафрагм.

Применение растра различной линиатуры регламентировано специальными инструкциями и устанавливается соответственно характеру издания и бумаги, на которой оно будет печататься.

Растр глубокой печати

Схема растра глубокой печатиУвеличенная схема растра глубокой печати

Применяемый в глубокой ракельной печати растр отличается от автотипного тем, что в нем прозрачны перекрещивающиеся линии, а промежутки между ними непрозрачны (черные). Отношение толщины линии к толщине промежутков бывает различным: 1:3, 1:3,5, 1:4. Применение того или иного растра зависит от типа издания, тиража и характера бумаги. При копировании свет проходит через прозрачные линии и задубливает светочувствительный слой. Назначение этого растра совсем иное, чем в автотипии: он служит только для создания на рабочей поверхности печатной формы опорных линий, по которым во время печатания скользит ракель.

Контактный растр

У этого растра вместо линий имеются систематически расположенные тоновые точки, состоящие из участков различной плотности. Наибольшую плотность точка имеет в середине (ядро) и постепенно убывает к краям. Промежутки между точками прозрачны. Этот растр применяется с той же целью, что и автотипный.

При фотографировании тонового изображения контактный растр должен быть плотно прижат к фотопленке (отсюда его название).

Схема образования растровых точек на негативеСхема образования растровых точек на негативе при фотографировании тонового изображения через контактный растр.

Контактный растр чаще всего изготовляют копированием автотипного растра на фотопленку, помещенную на некотором расстоянии от него, благодаря чему получаются тоновые точки. Такой метод имеет ряд преимуществ перед автотипным.

Один из распространенных технологических вариантов применения контактного растра состоит в том, что его помещают на подготовленную для копирования пластину (изготовляемую печатную форму), поверх него кладут полутоновый (безрастровый) негатив, то есть негатив, полученный фотографированием оригинала. В этом случае разложение тонового изображения на растровые точки происходит во время копирования, а не при фотографировании оригинала.

Однолинейный растр

Этот тип растра с прямыми параллельными линиями служит для изготовления на фотопленке (при репродуцировании многокрасочных изображений) однолинейной сетки для последующего получения на печатной форме плоской печати разных сеток: линейной, крестовой, точечной.

Оттиски с печатных форм, изготовленных с помощью растра, создают иллюзию того, что изображение является тоновым, хотя по существу оно штриховое, так как состоит из точек, штрихов, либо линий (в этом смысле, например, автотипию называют тоновым изображением). Указанная иллюзия возникает, когда размер штриховых элементов и промежутков между ними меньше разрешающей способности глаза.

Тэг: Цветоделение
Комментарии (1)
Александр 22 апреля 2020 в 20:04
Полезная статья, спасибо!
Написать комментарий...