Тагильская роспись. Мастер-класс техники одного мазка.

Автор: 14 февраля 2013 в 17:41 в рубрике

Для начала хотим упомянуть, что техника ванстрок от Донны Дьюберри и маховая Тагильская роспись на подносах - соверщенно разные вещи. Единственное, что их "объединяет" - это однослойность и письмо двойным мазком, когда на кисть берется две краски любого цвета. Ну а разница между ними, как меж Небом и Землей. Тагильская роспись является уникальным народным промыслом, где каждое изделие - самостоятельное произведение искусства. В то же время ванстрок (one stroke) - это модный и очень любимый американцами китч, философия которого проста: быстро раскрасил - быстро продал.

Я не являюсь узким специалистом по технике нижнетагильской росписи и уж тем более ванстрок. Моя специализация - матрешки, неваляшки, шкатулки, колокольчики. Но кое что в технике махового письма я умею, чем хочу поделиться сейчас.

Данный урок (мастер-класс) показывает последовательность шагов при создании композиции.

Нам понадобится: доска разделочная (чистая заготовка), черный акрил, краски масляные, масло льняное, растворитель (скипидар или уайт спирит), плоские и круглые кисти разной ширины (я предпочитаю колонковые натуральные или синтетические).

Чистая заготовка разделочной доски под росписьДеревянная заготовка

Доску обязательно хорошо зачищаем наждачной бумагой до гладкого состояния. Затем покрываем черным акрилом, тщательно прокрашивая торцы доски и края дырочки изнутри. На окончательное просыхание густого слоя акрила требуется время, пока он окончательно не перестанет липнуть. Поэтому ждем, а когда просохнет, намечаем карандашом рисунок будущей композиции. Ваш рисунок может быть произвольным. Я же использовала в качестве ключевого элемента "тагильскую розу", или, по-местному "розана".

Разметка композицииКомпозиционная разметка

Подготовьте заранее достаточное количество краски. Если будете применять смеси красок, намешайте достаточное количество в какой-нибудь емкости (добавив в смесь немного льняного масла), чтобы нужного колера хватило до завершения работы и не пришлось намешивать заново. Иначе вы рискуете "не попасть в тон".

Роспись обычно начинается от центра композиции. Я начала со светлых тонов, прописав нижние лепестки распустившихся цветов сочетанием белого с неаполитанской оранжевой. Каждый элемент пишется одним мазком.

Мастер-класс one stroke

Сочетанием темных тонов пишем лепестки розан второго плана. Это необходимо для придания объема.

Маховая роспись двойным мазком

Теми же светлыми красками, с которых мы начали, намечаем верх сердцевины бутонов.

Нижнетагильская роспись одним мазком

Продвигаясь вглубь, придаем объем сердцевине темно-красной краской.

Техника одного мазка

Завершаем формирование розан, прописывая лепестки переднего плана все той же светлой краской.

Техника двойного мазка ванстрок

Теперь рисуем листья. Чтобы по цвету они были похожи на настоящие листья роз, переход цвета на кончиках делаем к красному. Прописываем листья сразу, чтобы потом к ним не возвращаться.

Техника рисования один мазок

Дабы выделить главный элемент композиции - розы, добавляем несколько мелких цветков сиреневого оттенка.

Техника двойного мазка ванстрок

Выделяем лепестки сиреневых цветов более светлым, чтобы придать объем, прорисовываем сердцевинки и листики.

Тагильская роза

Тагильская розана

Завершаем этапом росписи будет добавление к композиции некоторых деталей: подрисовываем "усы", прорисовываем мелкие веточки, кончики листьев и расставляем кое-где белые точки. Они будут имитировать росу.

Тагильская роспись. Мастер-класс.

По завершении доску несколько раз покрываем лаком.

Практические рекомендации.

Опытным художникам наш мастер-класс вряд ли окажется полезным, разве что посмотреть, как работают другие. Начинающим и желающим просто попробовать рекомендуем сперва поупражняться технике двойного мазка на картоне, дабы с ходу не портить доски. Сто процентов гарантии, что роспись сразу не получится.

Составлением композиции лучше заниматься по образцу, но не выдумывать из головы. Найдите подходящие для вашей конкретной формы фотографии из интернета, благо их превеликое множество. Если не можете перенести рисунок с картинки вручную, воспользуйтесь распечаткой или калькой.

Обращаем ваше внимание на то, что копирование авторского материала на другие интернет-ресурсы категорически запрещается. Чтобы поделиться с друзьями нашим мастер-классом, воспользуйтесь кнопками социальных сетей в правой колонке.

Тэг:
Комментарии (13)
lyubov 23 февраля 2013 в 22:46
Спасибо постараюсь повторить!
Natalia 06 декабря 2013 в 00:11
Очень красиво, спасибо! Жаль что в Мастер классе не показаны кисти, которыми расписывают, а это мне кажется не маловажно, ведь качество мазка очень зависит от подбора кистей. Плоские и круглые это конечно не описание. Извините что очень настойчива, для меня сейчас очень важны эти моменты, пытаюсь освоить подобные виды росписи, имея небольшой навык на других. С уважением Наталья.
Администратор 06 декабря 2013 в 06:42
Natalia, скажу вам откровенно, как живописец начинающему. Сейчас поверьте мне на слово. Со временем вы сами это поймете. Первая ошибка ученика, которая затем переходит на всю дальнейшую практику и сильно мешает творчеству, - заботиться о типе и номере кистей, а также об огромном количестве мелочей, таких как, например, покупка краски строго заданной марки. Качество мазка никак не зависит от использования "правильных" кистей - качество мазка зависит от прямых рук и понимания, зачем вы все это делаете. Вам никак не поможет в учебе знание того, какими кистями пользовался автор в конкретной работе, потому она почти никогда об этом моменте не упоминает. Я не издеваюсь и не шучу, но та же самая роспись на досках в духе нижнетагильской может быть выполнена обыкновенной малярной кистью и половыми красками, причем качество росписи от этого не ухудшится. Потому что главное, еще раз повторяю, прямые руки и понимание процесса. Пониманию процесса мы вас обучить не сможем. Оно само появится рано или поздно. А руки выпрямит лишь многолетняя практика работы с различными материалами и инструментами - долгий и трудный процесс. Просто берите кисти и пишите, много пишите, экспериментируйте, пробуйте различные материалы и инструменты. Со временем вы сами для себя определите, какие кисти подойдут лично вам и для какой цели. Помните, действия, выполняемые художником по росписи, не подчиняются порядку чисто технических манипуляций с кистями и красками. Не существует универсального методического руководства по применению художественных средств для выполнения декора изделия любого типа, а попытка создания такого руководства не только пустая трата времени, но и абсолютное зло. Потому что такое руководство способно создать в голове ученика определенную модель поведения, от которой потом трудно отойти, которую потом трудно сломать. Примером тому может служить любое поточное производство расписных изделий. Там сидят мастерицы и по 20 лет подряд фигачат одни и те же матрешки, одними и теми же кистями под одну и ту же модель. Вы ведь не этого хотите?
Мария 09 января 2014 в 00:06
Удивительно красиво!!!! Мечтаю научиться хоть немного творить такую красоту...но видимо даже время мои кривые рученки не выпрямит:) хоть полюбуюсь на просторах интернета на работы пряморуких!!!!! Покорения новых вершин,Вам!!!!!
Natalia 10 февраля 2014 в 21:43
Спасибо Большое за такой ответ!Благодарна безмерно!!! С ОГРОМНЫМ УВАЖЕНИЕМ К ВАМ!!
edilene 11 сентября 2014 в 08:27
muito lindo
Надежда 13 июля 2015 в 20:03
Благодарю, Мастер! Так просто и понятно. Действительно, если хочешь научиться писать, надо просто брать и начинать это делать, и продолжать... Каждая линия, это танец, это продолжение меня, моего внутреннего состояния... Да, это так! Благодарю!
Оксана 10 октября 2015 в 18:02
Занималась росписью 9 лет люблю рисовать и посей день росписвала сервировочные столики очень затягивает теряешся во времени сам процесс затягивает
Елизавета 29 января 2016 в 22:33
Всё конечно хорошо, но подмалевок. Где он? Из-за того, что его нет у нас есть просветы в цветах.
Наталья 30 января 2016 в 09:58
Елизавета, эта технология не подразумевает подмалевка в принципе. Мазки кладутся таким образом, чтобы перекрывать друг друга. Поэтому, если у Вас есть просветы в цветах, значит Вы что-то не то делаете.
Нина 07 июля 2019 в 15:24
Простите за замечание, но здесь техника настоящей Тагильской росписи показана с нарушением! Это написано скорее в СТИЛЕ Тагильской росписи. Прежде всего в Настоящей Тагильской росписи делается под розу ПОДМАЛЁВОК (остальное пока промолчу)! Я несколько лет отработала на подносном промысле в Нижнем Тагиле и знаю всю технологию. В инете сейчас модно выдавать под нашу роспись и заводить людей в заблуждение. Что в данной статье общее и объединяет роспись направлений, так это техника ДВОЙНОГО МАЗКА. Лучше бы статье дали название - Урало-Сибирская роспись в Стиле двойного мазка. И да, у вас роза просвечивает и рваные концы, что является браком в Тагильской росписи. Не удивлюсь если Вы обидитесь на замечание, и оно будет удалено, т.к. испортит Вам страничку. Поверьте, я тоже не в восторге от того, как Вы преподносите информацию людям. По честному, то это выполнено в СТИЛЕ Тагильской Росписи. А за труды в любом случае Вам спасибо. Так тоже не каждый может.
Администратор 07 июля 2019 в 19:53
Нина, обидного вы ничего не написали, потому что упустили одну важную детальку. Она заключается в последнем предложении первого абзаца и в первом предложении второго абзаца.
Ольга 24 июля 2020 в 20:50
Как же это прекрасно!Великолепно!Иметь прямые руки в таких делах недостаточно...нужно уметь видеть эту красоту в природе,в своей голове....если этого нет,краски не смешать...Спасибо,Вам за урок.
Написать комментарий...