Матрешки под гжель. Из присланного. Выпуск 5.

Автор: 23 августа 2012 в 16:12 в рубрике

На сей раз выпуск из присланного публикуется в разделе уроки, потому что материал статьи содержит практические советы по теме "самостоятельная роспись матрешек", а также содержит ответы на конкретные вопросы, которые задала нам Елена, приславшая нам свою работу на рассмотрение.

Елена пишет:
"Привет! Вот мои матрешки, расписанные по вашему уроку. Расписывала в подарок к рождению племянницы. Кисть в руки не брала с детства, после окончания художественной школы, так что ручонки-то дрожат. А тут вот захотелось сделать что-нибудь на память. Набралась смелости сделать матрешки под гжель (ну моя интерпретация), и столкнулась с тем, что фон из гуаши размазывается, так что действительно приходится рисовать в "один мазок" . Посоветуйте, может лучше использовать какую-нибудь другую краску для фона? И еще вопрос про лак. Я взяла ПФ-157, разбавленный скипидаром, нанесла 3 слоя, и мои матрешки перестали быть ослепительно-белыми, так что больше лаковых слоев я делать не решилась. Видела в ваших работах на сайте пасхальное яйцо расписанное под гжель, каким лаком пользовались вы? Большое вам спасибо за урок, очень понятный и подробный, самое оно для начинающих."

Матрешки под гжель

Оригинал. Фото спереди.

Матрешки под гжель

Оригинал. Фото сзади. Четвертой, увы, в письме не оказалось, ну да ладно.

Елена, нам очень понравилась идея росписи матрешек под гжель. Они весьма забавные получились. Пусть идея не нова и не в матрешечной традиции, но все равно хорошая и надо будет взять ее себе на вооружение.

Боюсь, что многие профессиональные росписисты будут негодовать от нескольких строк, которые я сейчас напишу.

Для большинства профессионалов роспись матрешек покажется примитивной, а рисунок корявым. Я же скажу, и наш мастер меня поддерживает, что роспись непосредственна и легка. Настолько, насколько может быть легок и непосредственен детский рисунок, подражать которому стремились старые китайские мастера туши и кисти. И подобной непосредственности весьма не хватает большинству наших отечественных профессионалов росписистов (нам, кстати, тоже). Матрешки буквально порадовали свежестью. Несмотря на корявость и примитивность они выглядят живыми, расписанными от души.

Мы в свою очередь, если в будущем подумаем сделать роспись матрешек под гжель, попробуем дерево не отбеливать. Интересно, что получится. Заготовки ведь делают из липы, а у нее древесина сама по себе белая и мало текстурирована. Со временем она пожелтеет, конечно, но все же.

Краска для росписи и отбеливание заготовки из дерева.

А вот закрашивать фон гуашью - идея плохая. Под лаком гуашь становится немного прозрачной и моментально желтеет. Кроме того она размокает под следующими мазками водной краски. Чтобы использовать гуашь для фона, ее нужно разводить на клею, а не водой. Клей - обычный ПВА. Однако, гораздо лучше воспользоваться клеевой темперой или акриловой краской в зависимости от того, чем вы хотите дальше расписывать. Если гуашью, то темпера предпочтительнее однозначно, поскольку акрил не принимает водную гуашь, которая на акрил попросту не ложится (будет скатываться каплями). А вот для масляной краски акриловый фон подойдет. Еще можно пойти на совсем отчаянный шаг, закатав фон белой эмалью (чем подоконники красят), но такого мы делать не рекомендуем. Дерево должно оставаться деревом и никакой искусственный фон не заменит теплоту естественного света древесины.

В любом случае полностью дерево лучше не закрашивать, потому что так теряется самая суть деревянной заготовки, изделия из дерева. Если хотите, чтобы древесина стала светлее, то ее можно попробовать отбелить. Для отбеливания существуют два простых способа. Первый и самый простой - покрыть слоем прозрачного акрилового лака, но слегка, чтобы не образовалась пленка на поверхности. Сам по себе акриловый лак хорошо проникает в древесину и гуашь потом нормально ложится на слегка зачищенную наждачкой поверхность. При последующем покрытии готового изделия лаком типа ПФ дерево не темнеет.

Второй способ чуть более сложен и состоит из приготовления грунта из воды, клея и мела. Сложнее он потому, что здесь применяются аж целых три ингредиента. Готовых рецептов грунта здесь писать не будем, потому как лучше весовые доли ингредиентов подбирать опытным путем. Причем каждый росписист готовит грунт всегда любимой и привычной для него консистенции.

Лакирование готового изделия.

Лакирование готового изделия мастер наш делает тем же самым лаком ПФ-157 глянцевым алкидным. Любой абсолютно ПФ-лак желтит и несколько темнит, и в этом нет ничего страшного и необычного.

В промышленных масштабах используют нитролак, но его нужно распылять, а для этого необходимо иметь как минимум краскопульт и вытяжной шкаф (чтоб не отравить себя и своих домочадцев). В домашних условиях такого мы себе позволить не можем, а покрыть что-либо нитролаком вручную нереально.

Да, и лак мы разбавляем скипидаром, если он сильно загустел. Свежим и текучим лакируем не разбавляя в 3 - 5 слоев. Первый слой лака обычно сразу уходит в древесину. После третьего слоя лака (вообще смотря по обстоятельствам) изделие нужно зачистить мелкой наждачкой, чтобы последующие слои были более гладкими. Если нужно, то зачистку можно повторить и после четвертого слоя лака.

Время просушки покрытий обычно пишется на банках с лаком (читать инструкции иногда полезно) и составляет не менее 24 часов. Рекомендуем, однако, просушивать каждый слой пару дней. Таким образом, на просушку покрытия может понадобиться более недели.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...